Генетики вычислили, какую страшную цену заплатили наши предки за высокий интеллект
1 902

Генетики вычислили, какую страшную цену заплатили наши предки за высокий интеллект

Человеческий мозг — это, пожалуй, самый сложный объект во Вселенной, появившийся в результате долгих миллионов лет эволюции. Только благодаря мозгу люди мыслят, творят, покоряют другие миры и задаются вечными вопросами.


Но что, если главный секрет нашего интеллекта скрывает в себе еще и источник душевных мук и сумасшествия? Новые генетические исследования рисуют очень интересную и весьма тревожную картину. Наши предки могли купить мощный ум ценой уязвимости к психическим расстройствам.

ДНК как машина времени


Чтобы заглянуть в глубокое прошлое наших пращуров, ученые уже не полагаются только лишь на одни окаменелости. Черепа и кости, конечно, расскажут о размере и форме мозга, но при этом сохранят полное молчание насчет того, как работали полушария у древних людей, что они думали и о чем переживали. Настоящий прорыв случился, когда появилась генетика. Теперь исследователи научились читать забытые истории, записанные в нашей ДНК.

Генетики вычислили, какую страшную цену заплатили наши предки за высокий интеллект
Чем больше генетики расшифровывают человеческую ДНК, тем чаще приходится переписывать древнюю историю


Один из самых мощных методов на сегодняшний день — это полногеномный поиск ассоциаций (GWAS). Данный инструмент позволяет проанализировать геномы десятков тысяч современных людей и выявить, какие именно генетические варианты связаны с теми или иными признаками: высоким интеллектом, объемом мозга, предрасположенностью к болезням.

Параллельно с этим другие ученые научились определять возраст этих мутаций. Таким образом, можно понять, когда они появились в той или иной человеческой популяции.

Илан Либедински из Центра нейрогеномики и когнитивных исследований (Амстердам, Нидерланды) с коллегами впервые в истории объединил два вышеупомянутых научных подхода. Голландские исследователи создали своего рода «машину времени», которая позволяет восстановить хронологию генетических изменений, сделавших нас теми, кто мы есть. Команда Либедински изучила 33 тысячи генетических вариантов, связанных со структурой мозга, когнитивными способностями, психическими расстройствами и даже физическими чертами.

Хроники интеллекта и безумия


Анализ эволюционного происхождения этих генетических вариантов дал поразительные результаты. Оказалось, что большинство этих мутаций в ДНК появились в период между 3 миллионами лет и 2000 годом до н.э. Однако самый резкий всплеск изменений начался примерно 60 000 лет назад, как раз в то время, когда происходил Великий исход Homo sapiens из Африки.

Но это было только начало. Самое интересное выявилось, когда ученые рассортировали обнаруженные мутации и точно датировали их появление. Картина вышла неслучайной. Напротив, она подчинялась строгой логике.

Сперва, как и полагается, возникли генетические варианты, отвечающие за базовое строение нервной системы. Потом, приблизительно полмиллиона лет назад, произошел резкий эволюционный прорыв. В ДНК появились мутации, связанные подвижным интеллектом. Если говорить проще, у наших далеких предков появились способности логически мыслить и решать новые, совершенно незнакомые задачи.


Homo heidelbergensis — самый вероятный прямой предок Homo sapiens. Единственный из гоминид, у кого появился подвижный интеллект и склонность к сумасшествию


Для сравнения это произошло на 90 000 лет позже, чем мутации, связанные с раком. И почти на 300 000 лет позже, чем варианты генов, влияющие на обмен.

Но если до этого были «цветочки», то теперь самое время переходить к «ягодкам». Ученые выяснили, что примерно 475 000 лет назад, практически сразу же после появления генов интеллекта, древние люди «обзавелись» мутациями, которые у современных медиков прочно ассоциируются с психическими расстройствами.

Эта поразительная связка изменений в ДНК повторилась еще не один раз. Например, около 300 000 лет назад у человека сформировался кластер генов, влияющих на форму коры головного мозга — центра высшей нервной деятельности. И практически сразу же расширился список психических заболеваний. А за последние 50 000 лет, с расцветом сложной речи, почти сразу появились генетические предпосылки для алкогольной зависимости и депрессии.

Мутации, связанные с базовой структурой нервной системы, происходят немного раньше мутаций, отвечающих за когнитивные способности или интеллект, и это логично, ведь сначала нужно развить мозг, чтобы появился более высокий интеллект. А затем мутация, отвечающая за интеллект, происходит раньше психических расстройств, и это тоже логично. Сначала нужно стать умным и научиться говорить, прежде чем у вас появятся нарушения этих способностей

— Либедински.

Эти данные также находят неожиданное подтверждение в нашей истории с неандертальцами. Либедински добавляет, что даты появления некоторых вариантов, связанных с алкоголем и расстройствами настроения, совпадают с периодом, когда предки современного человека скрещивались с неандертальцами. Возможно, часть нашей уязвимости мы унаследовали от других видов людей.

Но с другой стороны, другого выхода и не было. Подвижный интеллект, за который, как выяснилось, мы заплатили высокую цену, — это именно та способность, которая позволяет нам адаптироваться к новым условиям, находить нестандартные решения и является одним из ключевых компонентов человеческой изобретательности. Именно он отличает человека разумного от других гоминид.

Плата за успех в эволюционной гонке


Главный вопрос, который возникает после этих открытий: почему естественный отбор, обычно безжалостный к вредным признакам, не отсеял генетические варианты, предрасполагающие к психическим заболеваниям? Ведь депрессия, тревожные расстройства или шизофрения должны были снижать шансы их носителей на выживание и размножение.

Ответ, по мнению исследователей, кроется в концепции эволюционного компромисса. Мутации, связанные с психическими расстройствами, по-видимому, затрагивают те же участки генома, что и гены, ответственные за интеллект. Таким образом, нельзя было «взять» одно, не получив в придачу риски другого.

Полученные данные свидетельствуют о некоем «компромиссе» в эволюции мозга между интеллектом и психическими расстройствами

— Либедински.

Скорее всего, эти «вредные» варианты не были отсеяны потому, что их негативный эффект не был фатальным и в некоторых контекстах даже мог давать преимущества. Например, повышенная тревожность в древнем мире могла спасать жизнь, заставляя человека быть более осторожным. А некоторые черты, ассоциирующиеся с шизофренией, такие как нестандартное мышление или повышенная чувствительность к сигналам окружающей среды, могли способствовать творчеству или социальной роли шамана.


По всей видимости, для первобытных шаманов психические расстройства были только на руку


Эту теорию подтверждает большинство психиатров. Медицинские исследования показывают: у творческих людей и их родственников вероятность наличия генетических маркеров, связанных с биполярным расстройством и шизофренией ощутимо выше, чем у обычных людей. И ничего не поделаешь, когда на одной стороне медали находится изобретательный интеллект, на другой — приступы ярости и безумия. Причем проявляются эти стороны одновременно. Такова плата за успех в эволюционной гонке…
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас