Ведущий автор исследования Филип Ририс отметил, что эти монументальные объекты действительно впечатляют размерами. Вероятно, они задумывались как видимые издалека.
![Учёные поняли, зачем появилось крупнейшее наскальное изображение в мире](/uploads/posts/2024-06/urn_cambridge_org_id_binary_20240529035214576-0537_s0003598x24000553_s0003598x24000553_fig2.webp)
Для разгадки назначения внушительных петроглифов, Ририс и группа исследователей из Великобритании и Колумбии объединились с местными гидами, чтобы нанести древние изображения на карту. В этом им помогала фотосъёмка с воздушного беспилотника. Так удалось добавить к уже известным изображениям ещё несколько, ранее не описанных.
Аналогичные графические мотивы встречались и на керамике, найденной в том же районе. Это означает, что гигантские образы на скалах высекли по крайней мере 2000 лет назад, а то и намного раньше.
На многих из самых крупных гравюр — змеи, вероятно, удавы или анаконды, которые играют важную роль в мифах и верованиях коренного населения. Ририс рассказал, что анаконды и удавы ассоциируются у местных племён не только с божеством-создателем. Естественно, огромные змеи воспринимаются и буквально — как смертоносные существа, опасные для людей и крупных животных.
Учёный от лица коллег высказал версию, что гравюры могли служить в доисторические времена для обозначения территории. Таким образом, древние охотники могли заблаговременно понять, что ступают на кем-то уже заселённую территорию и что возможны некие последствия.
![](/uploads/posts/2024-06/orinoco.webp)
Хосе Оливер, специалист по латиноамериканской археологии из США, пояснил, что гравюры в основном сосредоточены вдоль участка реки Ориноко, называемого порогами Атурес. С незапамятных времён это был важный маршрут для торговцев и путешественников. Выходит, что здесь пролегала территория соприкосновения народов. Напрашивается вывод, что для кого-то из них было важным оставить свой значительный след на скалах, утверждая собственную идентичность и сообщая пришельцам, что здесь уже кто-то живёт.
Следовательно, гравюры предназначались для взоров множества людей из разных мест и племён. Филип Ририс добавил, что огромные изображения грозных змей могли быть сигналом о том, что в этих местах чужакам следует позаботиться о своих манерах.
Петроглифы зарегистрированы в госучреждениях Колумбии и Венесуэлы, призванных беречь старину. Учёная Наталья Лосада добавила, что местные жители ощущают очень сильную связь с наскальным искусством древних, а потому, вероятно, будут лучшими хранителями.