Творчество заморских пастухов: как баски процарапали тысячи изображений на осинах в США
1 695

Творчество заморских пастухов: как баски процарапали тысячи изображений на осинах в США

По всем горам североамериканского Запада резьба на стволах осин рассказывает истории авторов-пастухов, которые со стадами исходили те края вдоль и поперёк. Большинство мужчин, которые вырезали эти так называемые дендроглифы на живых деревьях, были басками. Представители этого европейского народа с уникальным языком начали иммигрировать в Штаты со времён Золотой лихорадки, то есть в 1840-х годах.

Опыт документирования таких изображений и надписей на деревьях — lertxun-marrak («лертюн-маррак» на эускара, то есть по-баскски) — со временем расширился. Сначала группа учёных (Джон Битер, Шерил Острейхер и Иньяки Арриета Баро) просто пытались расшифровать то, что видели на коре осин. Причём порой бывало трудно отличить трещины на коре от сознательной резьбы. Но постепенно исследователи научились лучше распознавать «гравюры» пастухов.

В процессе они видели различные стили такого народного творчества и темы надписей. Один пастух вырезал своё имя, дату и родной город, другой упомянул политику, а третий нацарапал желанную спутницу жизни. Да, обнажённая натура — частая тема баскской резьбы по дереву, и только поэтому мы выбрали такую иллюстрацию в качестве заглавной, да и то частично.

Со временем было задокументировано около 25 тыс. дендроглифов, и, вероятно, осталось сфотографировать и описать ещё как минимум столько же, прежде чем они будут утеряны в силу естественных природных причин.

Баски иммигрировали на американский Запад по экономическим соображениям, чтобы избежать обязательной военной службы или политических преследований, а также по личным причинам. Большинство из них были бедными выходцами из сельских семей, многие — необразованными, а ещё больше не знали английского языка. По мере развития овцеводства на западе США эта отрасль предлагала приезжим пастухам всё больше постоянной работы. Вот почему труд басков оставался для американцев синонимом овцеводства до 1970-х годов, пока экономика самой Страны Басков, там, в Европе, не стала более развитой.

Баскские иммигранты практиковали сезонную форму животноводства, называемую отгонным скотоводством. Весной и летом пастухи отводили овец пастись повыше в горы, а осенью брели на зимовку в долины. Пастуший ежегодный цикл означал, что баскские сельскохозяйственные иммигранты проводили лето в одиночестве в горах.

На баскском, испанском, французском и английском языках они вырезали на живых осиновых деревьях свои мысли, мечты, пожелания и так далее. Их дендроглифы охватывают широкий спектр тем: родные города, спорт, женщины, любовь, работа, религия, политика и многое другое. Резьба по коре отражала разнообразные человеческие эмоции и переживания, при этом заметную роль играла ностальгия.

Творчество заморских пастухов: как баски процарапали тысячи изображений на осинах в США


Для документирования исчезающих культурных артефактов исследователи создали научное сообщество, объединив определённой темой несколько университетов и музеев. Совместная работа проекта направлена на то, чтобы задокументировать как можно больше резных изображений на деревьях до того, как они исчезнут.

Знание районов выпаса овец помогает идентифицировать рощи, где пастухи оставляли резьбу на осинах. Находка одного дендроглифа даёт основание предположить, что поблизости могут быть и другие, поскольку они обычно встречаются группами в районах, где часто проходили пастухи.

Жители Рино, штат Невада, Джин и Филипп Эрл впервые услышали о дендроглифах во время лекции в университете в 1970-х гг. Заинтригованные, они начали активно искать то, что сначала назвали «живыми галереями», и экспериментировать с методами сохранения найденных изображений. Поначалу муслиновая ткань и чёрный воск казались лучшими инструментами для копирования изображений. Энтузиасты посвятили 40 лет созданию архива, собрав около 150 наиболее значительных и привлекательных пастушьих дендроглифов.

Наряду с физическими копиями исследователи использовали зарисовки, фотосъёмку, а затем и видеозаписи, чтобы задокументировать резную кору осин. Затем появились и другие серьёзные исследователи, в том числе Жоксе Маллеа-Олаэче, который и ввёл в обиход термин lertxun-marrak на баскском языке. С 1970-х по 2000-е годы он сохранил для человечества тысячи дендроглифов, включая подробные описания, фотографии и видеозаписи, дающие полное представление об этих культурных артефактах.

В своё время одна студентка, которая помогала делать фотографии, видео и отмечала их местоположение по GPS, рассказала, что её отец приехал в США из Страны Басков, чтобы работать пастухом. Она присоединилась к исследовательской группе, чтобы узнать больше о рано ушедшем из жизни отце. Когда девушка нашла резьбу, сделанную именно её отцом, то не могла сдержать слёз.

Подобные истории демонстрируют ценность сохранения артефактов, которые оживляют память об иммигрантах, убеждены учёные.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас