Затонувшие корабли с сокровищами у берегов Китая открывают поразительные факты о Великом морском шелковом пути
187

Затонувшие корабли с сокровищами у берегов Китая открывают поразительные факты о Великом морском шелковом пути

Весной 1848 года лондонские доки стали свидетелями необычного зрелища. В столицу Британской империи прибыла первая китайская джонка, пересекшая Атлантический океан. Знаменитый писатель Чарльз Диккенс, увидев 800-тонное судно «Кейинг» (главная картинка статьи), не нашел в нем величия торгового корабля дальнего плавания. Напротив, Диккенс описал китайский корабль «как плавучий магазин игрушек» и «полное недоразумение». С огромным пренебрежением англичанин заметил, что Китай вообще не имеет понятия о поколении семи морей.


Таким образом, Диккенс во всех красках продемонстрировал западный взгляд на Китай, который европейцы считали сухопутной и закрытой империей. И, конечно, такое государство вряд ли могло преуспеть в морской торговле.

Однако сегодня, благодаря сенсационным археологическим открытиям на дне морей, эта история кардинально переписывается. Оказывается, в свое время Китай организовал Морской шелковый путь, который по размаху и значению мог легко соперничать с Великой Китайской стеной.

Затонувшие корабли с сокровищами у берегов Китая открывают поразительные факты о Великом морском шелковом пути
Карта различных торговых путей, на которой Морской шелковый путь отмечен черным цветом / Предоставлено ЮНЕСКО


Неизвестный Китай


Долгое время свидетельства бурной морской истории Китая были спрятаны под толщей воды и вековыми наслоениями ила. Ситуация кардинально изменилась с открытием в 2022 году двух затонувших кораблей эпохи династии Мин (1368–1644), покоящихся на головокружительной глубине около 1500 метров (4920 футов) к юго-востоку от города Санья на острове Хайнань.

Их обнаружение стало настоящим прорывом в китайской глубоководной археологии.
Уникальность этих находок заключается в их нетронутости. Ни рыболовные траулеры, ни охотники за артефактами так и не смогли добраться до них.

Для их изучения Китай задействовал передовые технологии, в частности, батискаф «Deep Sea Warrior» — 20-тонный подводный аппарат, на создание которого ушло восемь лет. Экипаж из трех человек может погружаться на десять часов, работая в условиях постоянной темноты, низких температур и колоссального давления. Аппарат оснащен гидролокатором высокого разрешения и инструментами, позволяющими заглянуть под слой донных отложений.


Deep Sea Warrior


Первое судно, затонувшее во время правления императора Чжэндэ (1505–1521), везло из Китая настоящие сокровища: около 100 000 изделий из фарфора и металла. Второе, ушедшее на дно в период правления императора Хунчжи (1487–1505), следовало в Китай с грузом ценных тропических бревен.


Медные, серебряные и золотые монеты, поднятые со дна затонувших кораблей в Китае


По словам Чжэна Жуйюя, одного из руководителей музея Южно-Китайского моря, два корабля, найденные совсем рядом, доказывают, что когда-то здесь действовал оживленный морской путь.

На сегодняшний день с «корабля Чжэндэ» подняли 961 находку. Среди них — потрясающая коллекция сине-белых чаш, глазурованных ваз, изделий из зеленого селадона и уникальных ваз «фахуа».

Некоторые изделия, грубо расписанные для рынков среднего класса, контрастируют с предметами высшего качества, например, с большой бело-голубой вазой, украшенной сценой из мифа о Восьми бессмертных. Искусство ее исполнения, по словам Чжэна, «ничуть не уступает драгоценным реликвиям в Дворцовом музее» Пекина.


Керамическая посуда, найденная на месте крушения торгового судна «Чжэнде»


Груз «корабля Хунчжи» может показаться не таким впечатляющим, но, с точки зрения история, он не менее важен. Эбеновое черное дерево (на борту было почти 700 бревен) являлось дефицитным товаром.

В середине эпохи Мин в Китае расцвело производство мебели. И эбеновое дерево, имевшее глубокий угольно-черный цвет и гладкую поверхность, пользовалось огромным спросом среди элиты Империи: высокопоставленных чиновников и ученых. Ради этого дерева снаряжались далекие экспедиции в Африку, из которых, как мы видим, возвращались далеко не все корабли.

Пираты, запреты и технологические чудеса


Историки говорят: развитый флот в Китае появился не благодаря, а вопреки. Основатель династии Мин, император Хунъу, был родом… из бедной крестьянской семьи. Неудивительно, что главной политикой государства он сделал сельское хозяйство, а не торговлю.

Взойдя на престол в 1368 году, новый правитель первым делом ограничил роскошь. Так, в Китае стал действовать абсолютный запрет на морскую торговлю. Гавани были заблокированы скалами и сваями, а побережье патрулировали 450 военно-морских гарнизонов. Нарушение запрета каралось смертной казнью.


Водолазы, исследующие затонувший корабль «Хуагуанцзяо-1» XII века, обнаружили сложенные друг на друга чаши династии Сун


Однако спрос рождает предложение. Запрет моментально привел к расцвету контрабанды и пиратства. В середине XVI века восточное побережье Китая терроризировали банды «вокоу» («японских пиратов»), среди которых было много китайцев из провинции Фуцзянь. Как метко заметил чиновник Тан Шу в 1516 году: «Пираты и торговцы — это один и тот же народ. Когда торговля процветает, пираты становятся торговцами, а когда торговля запрещена, торговцы становятся пиратами».

«Корабль Чжэндэ» затонул в период, когда запрет начали постепенно ослаблять. Официально он был отменен лишь в 1567 году, и пиратство практически исчезло в одночасье. Это открыло новую эру морской торговли. Например, в португальских галеонах, стоявших в Хучжоу, перевозили более 1000 ящиков с изысканными тканями на каждом судне. А на затонувшем в 1580 году китайском судне, найденном у берегов Индонезии, было обнаружено около 500 000 артефактов.

Но это была уже вторая попытка мореходства, а подлинный расцвет китайского мореплавания пришел на более раннюю династию Сун (960–1279 гг. н. э.). Потеряв северные территории, империя столкнулась с финансовым кризисом. Единственный выход поправить пошатнувшуюся экономику заключался в морской торговле. При императоре Чжэцзуне (1085–1100) ежегодно строилось 600 кораблей. К 1259 году только в городе Нинбо насчитывалось около 8000 джонок и рыбацких лодок.

Корабли эпохи Сун были технологическими чудами своего времени. Они использовали стрелочный компас, появившийся в Китае раньше, чем на Западе. Ученый У Цзы-Му писал, что во время шторма и в темноте корабли полагались «только на компас».

Но главным изобретением были водонепроницаемые переборки, разделявшие корпус судна на 10-13 изолированных отсеков. Эта технология, предотвращавшая затопление всего корабля при пробоине, была настоящей революцией. Запад осознал ее ценность лишь в конце XVIII века, а знаменитый «Титаник» был построен по тому же принципу спустя 750 лет после китайских джонок.

Послание из глубины веков


Ярким подтверждением мореходного мастерства эпохи Сун служит затонувшее судно «Хуагуанцзяо-1», обнаруженное у рифа Хуагуан в архипелаге Сиша (Парасельские острова). Эта джонка, отправившаяся в свой последний рейс около 1162 года из порта Цюаньчжоу, наткнулась на острый как бритва риф и затонула, оставив на дне груз, пролежавший там более восьми столетий.


Реконструкция затонувшего корабля «Хуагуанцзяо-1» XII века


Место крушения было обнаружено рыбаками в 1996 году и к моменту начала официальных раскопок в 2007 году уже сильно пострадало от мародеров.

Переборки были вскрыты, доски оторваны, и даже были обнаружены следы применения взрывчатых веществ. Жестокие методы мародёров нанесли непоправимый ущерб

— с сожалением констатирует Чжэн Жуйюй.

Несмотря на это, археологам удалось поднять более 10 000 артефактов и исследовать 511 деревянных балок корпуса. Судно, около 17 метров в длину и 7 метров в ширину, было построено в фуцзяньском стиле. То есть плоский верх, острые борта, корпус обшит 5-6 слоями сосновых досок для защиты от корабельных червей. Десять водонепроницаемых отсеков должны были обеспечить его непотопляемость, но в тот раз судьба оказалась сильнее.

Груз (бело-голубой фарфор, селадон, миски, тарелки и горшки) был не роскошью, а просто качественный ширпотребом. То есть китайский экспорт был ориентирован не только на элиту.

Ключевой находкой стала белая чаша из селадона с надписью «сделана Пань Саньланом в год Жэнь У», которая позволила точно датировать кораблекрушение 1162 годом.

На сегодняшний день это единственный древний корабль в китайских «дальних» водах, который был полностью обнаружен, нанесён на карту, разобран и восстановлен китайской командой

— Чжэн.

Заключение


Подводные открытия последних лет показывают, что Запад веками недооценивал морское развитие Китая.
Есть те, кто утверждает, что в Китае больше судов, чем во всем остальном известном мире. ...я, который не видел и восьмой части судов в Китае и объездил большую часть мира, считаю это совершенно несомненным

— писал в 1669 году испанский миссионер, пораженный количеством судов в Китае.

И это не удивительно, ведь море было самым эффективным путем для перевозки массовых грузов. Один корабль мог перевезти больше чем три каравана верблюдов, бредущих по сухопутному Шелковому пути.


Китайский (Хайнаньский) музей Южно-Китайского моря на острове Хайнань. Именно там хранятся артефакты, поднятые с морского дна


Планы китайских ученых поражают размахом. В течение следующих трех лет планируется поднять и изучить еще около 10 000 артефактов с двух недавно обнаруженных затонувших кораблей эпохи Мин.

По оценкам экспертов, после падения династии Сун в 1279 году у берегов Китая могло затонуть до 100 000 кораблей. Так что открытий будет просто море...
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас