«Петля устойчивого внимания»: раскрыт секрет популярности «Девушки с жемчужной серёжкой»
1 284

«Петля устойчивого внимания»: раскрыт секрет популярности «Девушки с жемчужной серёжкой»

«Девушка с жемчужной серёжкой» Яна Вермеера — одно из популярнейших полотен в мире. И теперь учёные знают, почему.


Руководство музея Маурицхёйс в Гааге, где хранится шедевр XVII века, обратилось к нейробиологам с предложением исследовать реакции мозга при взгляде на знаменитый таинственный портрет в сравнении с процессами в нервной системе при зрительном общении с другими работами художников.

Исследователи обнаружили, что зритель попадает под очарование особого феномена, который они назвали «петлёй устойчивого внимания». По их мнению, это неврологическое явление возникает только при взгляде на «Девушку с жемчужной серёжкой». Во всяком случае, на сегодняшний день, насколько это известно.

Взгляд зрителя невольно притягивается сначала к левому глазу девушки, затем ко рту, затем к жемчужине в украшении, затем снова к глазу — и так по замкнутому треугольнику некой особой притягательности.

«Петля устойчивого внимания»: раскрыт секрет популярности «Девушки с жемчужной серёжкой»


Особенности произведения искусства и нашего восприятия вместе взятые заставляют смотреть на одну картину дольше, чем на другие полотна, объяснил Мартин де Манник из исследовательской компании Neurensics.

Чем дольше взгляд обращен к портрету, тем привлекательнее он кажется, отметил эксперт, объясняя притягательность работы голландского мастера.

Измеряя процессы в головном мозге, учёные также отметили, что полотно Вермеера несомненно и достаточно сильно стимулировало предклинье — это участок мозга, управляющий сознанием и восприятием личности.

Де Манник утверждает, что это было первое на сегодня исследование, в котором использовали аппаратуру для электроэнцефалографии (ЭЭГ) и магнитно-резонансной томографии (МРТ), чтобы измерить неврологическую реакцию на творения художников.

А ещё учёные сравнили неврологический ответ при взгляде на музейный подлинник и при рассматривании репродукции. И выяснили, что эмоциональный отклик у зрителя при виде оригинала был вдесятеро сильнее.

Если вкратце о методике, то для тестов учёные прикрепили глазной трекер и «шапочку» для наблюдения мозговых волн испытуемых, которым показывали настоящие картины и репродукции.

Исследование проводили в два этапа. Сначала десять человек с ЭЭГ-гарнитурой и глазными трекерами прошли по определенному экскурсионному маршруту в музее Маурицхёйса, в который входила «Девушка» и четыре другие картины из коллекции. Затем тем же десяти добровольцам показали три репродукции картин из собрания Маурицхёйса: «Девушка с жемчужной серёжкой» Вермеера, «Автопортрет» Рембрандта и «Скрипач» Ван Хонтхорста. Десять других испытуемых делали то же самое, но сначала посмотрели на репродукции, а затем обошли музей.

На втором этапе исследования в Амстердамском университете 20 участникам провели функциональное МРТ головного мозга (ФМРТ). Во время сканирования испытуемым показали репродукции пяти картин из собрания Маурицхёйса. Пять испытуемых участвовали в обоих этапах исследования.

Директор музея Мартина Госселинк подчеркнула, что открытие доказывает важность знакомства с оригинальным искусством.

Это важно, и это действительно помогает развивать ваш мозг… Мозг не лжёт

— Мартина Госселинк, директор музея.

Вермеер часто привлекал внимание к некой единственной точке, отчего окружающие детали делались для восприятия словно бы несфокусированными, объяснила она. Однако в «Девушке» оказалось три таких пункта притяжения взора — глаз, рот и жемчужина, что и выделяет эту работу из прочих картин мастера.

В дальнейшем было бы интересно провести подобные исследования с другими известными картинами, например с «Моной Лизой» Да Винчи

— Де Манник.

О биографии выдающегося нидерландского художника известно недостаточно, а могила утрачена. Проживший 43 года (1632 — 1675) и умерший в долгах Ян (Йоханнис) Вермеер, также известен как Вермеер Делфтский (по названию города), а в русских книгах по искусствоведению — ещё под несколькими вариантами имени.

Упоминание «Джоконды» неслучайно. Одну из наиболее известных картин нидерландского художника часто называют «северной» или «голландской „Моной Лизой“».

Даты на картине автор не указал. Согласно данным музея Маурицхёйс, живописная работа была создана приблизительно в 1665 году. О ней теперь известно совсем немногое: писал ли её Вермеер на заказ, или же художник запечатлел свою дочь — это лишь версии специалистов.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас