ВСЛУХ

Моральный упадок: реальность или иллюзия?

Моральный упадок: реальность или иллюзия?
Многие из нас иногда ощущают ностальгию по «старым добрым временам», когда люди были более порядочными, честными и доброжелательными. Мы склонны думать, что с каждым поколением моральные ценности общества ухудшаются, а люди становятся менее этичными и благородными. Но правда ли это? Или мы просто подвержены определенной иллюзии, которая заставляет нас видеть прошлое в розовом свете?


Этим вопросом занимались психологи Адам Мастроянни из Колумбийского университета и Дэниел Гилберт из Гарвардского университета. Они провели серию экспериментов, в которых анализировали данные из разных опросов, проведенных в США и других странах за последние 70 лет. Их цель была выяснить, насколько распространено восприятие морального упадка среди людей разных возрастов, политических взглядов, рас и уровней образования. А также проверить, насколько это восприятие соответствует реальности.

Их результаты были опубликованы в журнале Nature под названием «Иллюзия морального упадка» (The illusion of moral decline). Оказалось, что большинство людей во многих странах мира действительно верят, что мораль в обществе ухудшается. И это не зависит от того, когда они родились или какие ценности они разделяют. Однако эти же люди не замечают существенных изменений в моральности своих современников за последние десятилетия. То есть они не могут привести конкретных примеров того, как люди стали менее добрыми или честными. Это свидетельствует, что восприятие морального упадка является скорее иллюзией, чем реальностью.

Но почему мы подвержены такой иллюзии? И как она возникает? Для ответа на эти вопросы психологи предложили простой механизм, основанный на двух хорошо известных психологических явлениях: смещенном восприятии информации и смещенной памяти на информацию.

Как возникает иллюзия морального упадка?


Но если люди не стали хуже, то почему мы так думаем? Психологи предложили простое объяснение, основанное на двух хорошо известных психологических эффектах: смещенном восприятии информации и смещенной памяти на информацию.

Смещенное восприятие информации означает, что мы более внимательны к той информации, которая подтверждает наши ожидания или убеждения, и менее внимательны к той, которая их опровергает. Например, если мы верим, что люди становятся менее добрыми, мы будем замечать больше случаев недоброжелательности или жестокости вокруг нас, чем случаев доброты или сострадания. А если мы увидим что-то хорошее, мы будем считать это исключением из правила или приписывать его другим причинам.

Смещенная память на информацию означает, что мы лучше запоминаем ту информацию, которая вызывает сильные эмоции, чем ту, которая не вызывает. Например, если мы узнаем, что кто-то совершил преступление или обманул нас, мы будем долго помнить об этом и переживать. А если узнаем, что некто сделал что-то хорошее или помог нам, можем быстро забыть об этом или не придавать этому значения.

Эти два эффекта вместе создают иллюзию морального упадка. Мы становимся более чувствительными к негативной информации о поведении людей и лучше ее запоминаем. А позитивную информацию мы игнорируем или забываем. Таким образом, у нас складывается впечатление, что люди становятся хуже с течением времени.

Примеры этого можно найти в разных сферах жизни. Например, многие люди считают, что политика стала более коррумпированной и агрессивной. Они вспоминают о «золотых временах», когда политики были более честными и дружелюбными друг к другу. Но если посмотреть на исторические факты, то можно увидеть, что политическая жизнь всегда была полна скандалов, интриг и конфликтов. Один из самых известных примеров — скандал Уотергейт, который привел к отставке президента США Ричарда Никсона в 1974 году. Он был обвинен в незаконном прослушивании политических оппонентов и попытке скрыть свою причастность к этому. Другой пример — обвинение президента Франции Жака Ширака в злоупотреблении должностными полномочиями и коррупции за время своего мэрирования в Париже. Он был признан виновным в 1998 году и лишился иммунитета. В 2008 году японского премьер-министра Ясуо Фукуда отправили в отставку из-за скандала с незаконным использованием политических фондов. Еще пример — отставка австрийского канцлера Себастьяна Курца в 2019 году. Он был вынужден уйти из-за скандала с видеозаписью, на которой его коалиционный партнер Хайнц-Кристиан Штрахе обещал государственные контракты российской олигархине в обмен на финансирование его партии.

Так что политика никогда не была идеальной, и сравнивать ее с прошлым не имеет смысла.

Другой пример касается молодежи. Многие взрослые жалуются, что современные подростки и молодые люди стали более безответственными, ленивыми, грубыми и аморальными. Они вспоминают о своем детстве и юности, когда они были более послушными, трудолюбивыми, вежливыми и нравственными. Но если посмотреть на статистику, то можно увидеть, что современная молодежь не хуже, а даже лучше своих предшественников по многим показателям. Например, по данным Всемирной организации здравоохранения, в 2019 году процент подростков в возрасте от 15 до 19 лет, которые курили табак, составлял 13%, а в 2000 году — 25%. Число молодых людей, которые употребляли алкоголь, составляло 29%, а в 2000 году — 45%. Сегмент подростков, которые занимались сексом до 15 лет, составлял 15%, а в 2000 году — 24%. Часть подростков, которые становились родителями до 18 лет, составляла 11%, а в 2000 году — 16%. Также снизилась группа подростков, которые страдают от ожирения, наркомании или депрессии. А повысилась доля подростков, которые получают образование, занимаются волонтерством или спортом. Так что молодежь никогда не была такой плохой, как ее рисуют, и сравнивать ее с прошлым не имеет смысла.

Иллюзия морального упадка может быть опасной для общества и нашего благополучия. Она способна вызывать пессимизм, разочарование, недоверие и конфликты между людьми, помешать видеть реальные проблемы и решать их. Поэтому важно научиться видеть мир более объективно.

Психологи предлагают несколько способов для этого. Во-первых, необходимо быть более критичными к информации, которую мы получаем из разных источников.

Во-вторых — более осознанно подходить к своим эмоциям и памяти. Не все, что мы чувствуем или помним — правда. Наше настроение, ожидания и стереотипы могут влиять на то, как мы воспринимаем и запоминаем информацию. Поэтому научитесь отличать факты от мнений, реальность от восприятия, свидетельства от интерпретаций.

В-третьих, — быть более открытыми к разнообразию и изменениям. Общество состоит из множества людей с разными культурами, традициями, верованиями и моралями. Это не означает, что они все ошибаются или угрожают нам. Это значит, что они имеют право на свой выбор и свое мнение. Поэтому стоит уважать различия, учиться адаптироваться к новым условиям.

Если мы будем следовать этим простым советам, мы сможем преодолеть иллюзию морального упадка и стать более счастливыми.

Автор:

Мы в Мы в Яндекс Дзен
Голографическая вселенная: самая радикальная теория в физикеКак мы нечаянно можем изменить прошлое: ретрокаузальность и тайны времени