В воде замечена амеба, пожирающая мозг. Смертельная опасность — 97%!
83

В воде замечена амеба, пожирающая мозг. Смертельная опасность — 97%!

В начале августа 2025 года население городов Чарлвилл и Огателла в австралийском штате Квинсленд «обрадовали» экстренной новостью. В городских системах водоснабжения была обнаружена Naegleria fowleri, смертельно опасный микроорганизм. До этого считалось, что попасть в очищенную питьевую воду эта тропическая амеба не может, но все когда-то бывает в первый раз…


Неожиданный путь к мозгу


N. fowleri — организм-убийца, чье появление в водопроводе является грубейшим нарушением всех санитарных норм. Этот теплолюбивый микроорганизм обычно процветает в нагретой солнцем воде озер, рек и плохо хлорированных бассейнов. Его активная форма — трофозоит — проявляет себя при температурах от 25 °C до 40 °C. Тут австралийцам повезло, у них сейчас зима.

В воде замечена амеба, пожирающая мозг. Смертельная опасность — 97%!
Стадии развития N. fowleri


Но обнаружение N. fowleri в системе центрального водоснабжения говорит о том, что где-то в городском хозяйстве произошел серьезный сбой. Возможно, случился нагрев в трубах на участках, где застоялась вода. Также проблема может быть связанной с недостаточной фильтрацией или слабым хлорированием. Сейчас мэрии лихорадочно расследуют эту загадку.

Надо сказать, что способ проникновения в организм у N. fowleri уникален. Если человек выпьет воду, зараженную данной амебой, он… вообще не пострадает. А вот если жидкость с N. fowleri попадет во время умывания в нос, то пиши пропало.

Так начинает путешествие длиною в жизнь. У амебы и ее жертвы оно теперь одинаковое. Микроорганизм использует обонятельный нерв в качестве рельсов для своего «поезда смерти». Разогнавшись, N. fowleri в буквальном смысле пробивает костную решетчатую пластинку — тонкую, как бумага, кость, отделяющую носовую полость от черепа. Цель амебы — добраться до обонятельной луковицы, части мозга, которая ответственна за распознавание запахов. Этот путь микроорганизм проделывает за считаные часы, а дальше — точка невозврата.

Война внутри головы


Попав в мозг, N. fowleri превращает его в поле боя. Процесс, который она запускает, называется первичный амебный менингоэнцефалит (ПАМ). И это один из самых стремительных и разрушительных процессов в медицине.


Жизненный цикл N. Fowleri


Амеба не «пожирает» мозг в прямом смысле. Ее метод — фагоцитоз. Она обволакивает нейроны и глиальные клетки (клетки-помощники нервной системы) своими ложноножками, полностью поглощает их и переваривает заживо. При этом N. fowleri выпускает мощные ферменты, которые растворяют клеточные мембраны и связи между клетками, буквально разрывая ткань мозга на части.

Этот акт агрессии вызывает чудовищную реакцию иммунной системы. Мозг, обычно защищенный гематоэнцефалическим барьером, наполняется армией лейкоцитов и цитокинов — молекул, вызывающих яростное воспаление. Возникает менингит (воспаление оболочек мозга) и энцефалит (воспаление самого мозга).

Проблема в том, что этот иммунный шторм, предназначенный для спасения, в итоге добивает жертву. Мозг отекает, давление внутри черепа растет катастрофически, что приводит к коме и в конечном счете к смерти. Исследования тканей погибших пациентов показывают, что мозговая ткань не просто повреждена, а полностью разрушена, превращена в кашу из мертвых клеток, продуктов распада и тысяч самих амеб.

Симптомы проявляются стремительно и не оставляют сомнений в серьезности происходящего. Уже на следующий день после заражения поднимается высокая температура, начинается невыносимая, сдавливающая головная боль, спутанность сознания, галлюцинации, изменение вкуса и запаха, рвота и судороги. К тому моменту, когда диагноз становится очевидным, врачи часто уже бессильны.

Статистика против надежды


Парадокс N. fowleri состоит в том, что при почти стопроцентной летальности сама инфекция остается чрезвычайно редкой. По данным американских центров по контролю и профилактике заболеваний (CDC), на момент 2025 года с момента начала учета было зарегистрировано немногим более 400 случаев по всему миру. Подавляющее большинство из них закончились гибелью пациентов.


Римские бани в Бате, Англия, закрыты для посещения с 1978 года из-за наличия N. fowleri


Для сравнения: смертность от нападения гребнистого крокодила составляет около 63%, а от укуса акулы — значительно ниже. Поэтому врачи говорят, что заражение N. fowleri — это смертельный приговор.

При этом ученые до сих пор не знают, почему одни люди заражаются, а миллионы других, плавающих в той же воде, — нет.

Да, лечение существует, но, по сути, это отчаянные гонки со временем. И медицина практически всегда их проигрывает. Используют мощный противогрибковый препарат амфотерицин B (который сам по себе очень токсичен), стероиды для подавления воспаления и гипотермию (охлаждение тела), чтобы замедлить процессы в мозге. Но инфекция распространяется слишком быстро.

Именно поэтому власти Квинсленда немедленно объявили тревогу. Их рекомендация — единственно возможная мера профилактики: «Не допускайте попадания воды в нос во время купания, принятия душа или умывания». В заявлении также содержится призыв следить за детьми, чтобы вода не попадала им в нос, и не позволять им играть со шлангами и разбрызгивателями. Эти простые правила в данной ситуации становятся жизненно важными.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас