26 ран и 750 лет молчания: Анализ ДНК раскрыл тайну очень жестокого убийства русского князя в Будапеште
2 808

26 ран и 750 лет молчания: Анализ ДНК раскрыл тайну очень жестокого убийства русского князя в Будапеште

История этого открытия началась более века назад. В 1915 году, среди руин древнего монастыря XIII века на живописном острове Маргит в самом сердце Будапешта, рабочие наткнулись на захоронение. Останки молодого мужчины, погребенного в богатом саркофаге, имели следы невероятного насилия — 26 (!) различных травм. Они же и стали причиной смерти.


Кем же был этот человек, лежащий в усыпальнице венгерских королей? И кто расправился с ним так жестоко? Совсем недавно международная научная команда сумела-таки дать ответы на эти и другие интригующие вопросы.

Самый знатный человек в Восточной Европе


XIII век выдался по-настоящему бурным, особенно вторая его половина. Русь стонала под копытами монгольских туменов, а в Европе то и дело перекраивались границы, одни государства исчезали, а взамен появлялись новые.

Нас интересует Бела Ростиславич (1245–1272), историческая личность, которую знают даже далеко не все специалисты.

Он был сыном Ростислава Михайловича, князя Черниговского и Галицкого, внука легендарного Мстислава Удатного, прославившегося в битвах. Ростислав боролся за власть в Галиче, а позже, спасаясь от монголов, нашел приют при дворе венгерского короля, где добился немалого влияния. Матерью Белы стала Анна, дочь могущественного венгерского короля Белы IV.

26 ран и 750 лет молчания: Анализ ДНК раскрыл тайну очень жестокого убийства русского князя в Будапеште
Только на голове Белы нашли девять ран от холодного оружия


Таким образом, стоит констатировать, что юный князь буквально с первой секунды после рождения находился на самом острие политической борьбы. По мужской линии он был прямым потомком легендарного Рюрика, прародителя династии, правившей Русью с 862 года. По материнской линии Бэла представлял Арпадов, королевскую династию Венгрии. Как говорится, две крови, две культуры, два мира, две веры…

Летописи сохранили о жизни Белы мало информации. Известно, что молодой княжич жил в тени своего амбициозного отца, который претендовал на болгарский престол и враждовал с другими венгерскими аристократами.

Сам Бела, вероятно, воспитывался при венгерском дворе как знатный принц. Но его жизнь оборвалась внезапно и ужасно в 1272 году, когда ему было всего 27 лет. Обстоятельства его смерти окутала тьма веков, а его останки считались утерянными... до поры до времени.

Принц двух королевских кровей


Итак, 110 лет назад была случайно вскрыта древняя могила. Некоторые историки сразу предположили: а не князь ли Бела упокоился здесь? Монастырь был королевской усыпальницей Арпадов, и время захоронения совпадало. Но эта версия так и осталась гипотезой, потому что твердых доказательств тогда не нашли.


Остатки доминиканского монастыря на острове Маргит


Прошли десятилетия. Наука шагнула далеко вперед, и в наши дни к загадке острова Маргит подключилась мощная международная команда из Венгрии, Италии, Австрии, США и Финляндии.

Ученые вооружились самыми современными методами. Радиоуглеродный анализ подтвердил: человек похоронен в XIII веке, что идеально совпадает с годами жизни Белы Ростиславича (1245–1272). Но это было лишь начало. Главным ключом стала генетика. Исследователи извлекли ДНК из костей и провели тщательный анализ.

Результаты оказались поистине сенсационными.

Митохондриальная ДНК (передающаяся по материнской линии) показала, что убитый мужчина происходит от короля Белы III (предка Анны). При нем Венгрия достигла пика своего могущества.

Анализ Y-хромосомы (передающейся строго по отцовской линии) дал еще более поразительный итог. Хромосома однозначно принадлежала к гаплогруппе, характерной для Рюриковичей. Это было прямо генетическое доказательство, что молодой человек является представителем легендарной русской династии.

Так, наука поставила точку в вековой загадке. Останки с острова Маргит действительно принадлежат Беле Ростиславичу, князю, в чьих жилах текла кровь русских и венгерских правителей. Но раскрытие этой исторической личности лишь приоткрыло завесу над другой, более мрачной тайной, касающейся трагической смерти Белы.

26 смертельных ударов


Еще до окончательного генетического подтверждения личности Белы, останки подверглись тщательной судебно-медицинской экспертизе. И то, что обнаружили антропологи, повергло в шок даже видавших виды специалистов. Тело молодого князя было буквально испещрено различными ранами.


Молодого князя явно хотели убить с особой жесткостью. Об этом свидетельствует количество смертельных ран на теле


Проанализировав характер повреждений, исследователи получили ключи к пониманию случившейся драмы. Удары были нанесены разным оружием (мечи, топоры, копья, длинные сабли), с разной силой и в разные места.

То есть это не был порыв ярости одного человека, это было холодное и расчетливое убийство. Эксперты единодушны: в покушении участвовали как минимум трое нападавших, и они целенаправленно добивались смерти Белы Ростиславича.

Что же привело к столь жестокой расправе над князем царствующих кровей? В первую очередь, борьба за власть. Венгерское королевство после смерти Белы IV (1270) стало ареной ожесточенной борьбы между его наследниками и могущественными аристократами, не желавшими усиления королевской власти.

Ростислав Михайлович, отец Белы, был активным и амбициозным игроком при венгерском королевском дворе. А сын, скорее всего, являлся пешкой в его умелых руках и представлял угрозы для многих местных знатных родов.

Во-вторых, нельзя списывать со счетов территориальные споры. Галицко-Волынское княжество, с которым был тесно связан Ростислав, оставалось лакомым куском и яблоком раздора между Венгрией, Польшей, Литвой и татарами. Сын князя Ростислава мог рассматриваться как претендент на престол. Ну или, минимум, как инструмент влияния.

В-третьих, Белу, как русского, могли просто не любить. Да его отца венгерские кланы дотянуться не могли, зато до молодого княжича сумели.

26 ран на костях представителя сразу двух царственных династий ярко говорят, что в то смутное время даже королевская кровь не была гарантией безопасности. Историки говорят: убийцы сделали все, что Бела Ростиславич не просто умер, но был уничтожен, стерт с лица земли с особой жестокостью. И это был явный знак для его отца: «Не зарься на венгерский престол!»
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас