Миф или реальность: почему пытка «козий язык» считалась унизительной и страшной
24 613

Миф или реальность: почему пытка «козий язык» считалась унизительной и страшной

История человечества полна всяческих изощрённых пыток, с помощью которых несчастных заставляли сознаваться в чём-либо, порою совершенно нереальном, или просто сожалеть о своём жизненном выборе. Среди них менее известна довольно безумная пытка козьим языком. Да, это была не дыба и не «железная дева» в виде шкафа с гвоздями внутри, однако отличались истязания с помощью домашнего животного простотой и высокой эффективностью.


Пытка с помощью козьего языка заключалась в том, чтобы жертву лизали. Ноги наказуемого связывали либо намертво фиксировали в колодках, а босые подошвы стоп посыпали солью. Затем к несчастному подводили козу, которая своим шершавым языком принималась охотно и неутомимо наяривать подсоленную кожу.

При царивших в далёкие времена суровых нравах зевак и палачей наверняка забавляло, как пытаемый начинал корчиться от щекотки, которая сама по себе тоже является пыткой, как ни крути ногами в колодках. Затем щекотка сменялась истинными мучениями. Грубый, как наждак, козий язык мало-помалу снимал верхние слои кожи, словно напильником проходясь по всё более чувствительной плоти. В общем, пытка становилась невыносимой, и вместе с тем могла продолжаться и продолжаться. Достаточно наглядно процесс показан на картине, выставляемой в германском Музее пыток.

Миф или реальность: почему пытка «козий язык» считалась унизительной и страшной


Исторические упоминания об этой практике немногочисленны, но, судя по свидетельствам, к ней прибегали в средневековой Европе и некоторых регионах Ближнего Востока. Так, французский учёный и по совместительству монах Гвиберт Ножанский упоминал изуверский метод в своих трудах в 1115 году.

Итальянский правовед и тоже монах Франциск Бруно де Сан-Северино описал «козий язык» в своём «Трактате о доказательствах и пытках» в 1502 году. Впрочем, текст не оставляет по прочтении уверенности, был ли монах очевидцем подобного, или же опирался на слухи и россказни.

Кроме того, итальянский юрист эпохи Возрождения Ипполит де Марсилис включил «козий язык» в список возможных способов пытать, опубликованный в 1537 году.

Считается, что такое поругание здравого смысла и человечности было всего лишь наказанием за мелкие проступки, ведь оно едва ли приводило к смерти. Речь больше шла, видимо, о глумлении и унижении, ведь несчастную жертву козы доводил до слёз мелкий домашний скот.

Гротескная, по сути, пытка с использованием козы прекрасно иллюстрирует времена, когда казни на площадях собирали толпы зрителей. Сама идея мучений беспомощного кричащего человека даёт представление о той жестокости, с какой люди способны предавать страданиям сограждан.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас