Иисус Христос пользовался... волшебной палочкой
2 017

Иисус Христос пользовался... волшебной палочкой

Евангелия подробно рассказывают, как Христос воскресил человека, призвав его к жизни голосом. Однако древние картины вносят некоторое уточнение в этот момент. На фресках четко видно, что Сын Божий держит некий продолговатый предмет, который многие археологи считают… волшебной палочкой. Получается, Иисус прибегал к некой магии?


Немного магии?


Изображений, где Христос проводит чудесные манипуляции с палочкой в руках, сохранилось достаточно много. Например, в катакомбах Виа Анапо (Рим) обнаружили картину, датируемую IV веком. На ней Иисус однозначно держит что-то вроде палочки или небольшой трости, направляя ее так, словно совершает какой-то волшебный обряд. На фреске изображена сцена из Библии, когда Христос умножил семь хлебов.

Иисус Христос пользовался... волшебной палочкой


В других картинах, созданных приблизительно в то же время, Сын Божий также представлен с предметом, напоминающим жезл. Сюжеты фресок иллюстрируют знаменитые чудеса Христа: исцеление больных и умножение хлебов.

Большинство историков убеждены, что многие из первых христиан видели в своем Господе и Спасителе прежде всего могущественного волшебника. Христос, как говорит Библия, сотворил немало чудес, чему были свидетелями сотни, а порой и тысячи людей. Исцелял больных, воскрешал мертвых, превращал воду в вино, а хлебы и рыбу умножал до огромного количества. Разумеется, все эти удивительные случаи чрезвычайно возвышали Иисуса в сравнении с римскими богами.

Культ волшебной палочки


Ученые считают, что многие люди того времени обладали магическим мышлением. То есть верили, что мысли, слова или действия могут влиять на события в мире без прямой причинно-следственной связи, признанной наукой. Неудивительно, зная о чудесах, которые совершал Христос, часть христиан сочли его волшебником, объясняя его действия магией.

Надо сказать, что волшебная палочка вовсе не была изобретением ранних христиан. Первые свидетельства использования этого магического предмета восходят к IX веку до н. э. Жрецы, принадлежащие к древней иранской религии зороастризму, манипулировали во время своих сакральных мистерий небольшими палочками или стрежнями.

Скорее всего, персидский ритуал постепенно проник в соседние культуры. Известно, что ранее христианство позаимствовало определенный моменты из зороастризма, возможно, среди них был культ волшебной палочки.

Так или иначе, но описываемый предмет довольно часто возникает на древних изображениях, где фигурирует Христос. К примеру, в катакомбах Виа Латина (Рим) найдена характерная картина, относящаяся к IV веку. На ней Иисус стоит с тонкой палочкой в руках перед домом, где находится труп Лазаря.




Надо сказать, что данный сюжет является одним из популярных в погребальном искусстве ранних христиан. Евангелие от Иоанна в главе 11 описывает воскрешение Лазаря. Считается, что он был близким другом Христа и братом Марфы и Марии, которые являлись ученицами Сына Божьего.

Лазарь сильно болел, но Иисус не успел его исцелить и появился в городе лишь на четвертый день после смерти друга. Иисус попросил отвести его к месту погребения Лазаря, где была пещера, закрытая камнем. Он повелел отвалить камень и, воззрев на небо, помолился, затем громко позвал: «Лазарь, выйди вон!». Лазарь вышел из гробницы, обернутый погребальными пеленами, живой. Это чудо подтвердило веру многих в то, что Иисус является Сыном Божьим и имеет власть над жизнью и смертью.

Образованные христиане против


На деревянной двери церкви святой Сабины в Риме вырезаны 18 сцен из Ветхого и Нового Завета. Судя по летописям, дверь была создана в 432 году. Кроме всего прочего, на ней можно увидеть Христа, который использует длинный продолговатый предмет, чтобы совершить ряд чудес, включая превращение воды в вино и воскрешение Лазаря из мертвых.




Следует отметить, что сами христиане относились к палочкам и посохам в руках Иисуса по-разному. Если простые люди с магическим мышлением, для которых, собственно, и создавались подобные картины, относились к ним нормально, то образованные поклонники Христа воспринимали волшебные предметы в негативном ключе.

К примеру, ученый III века Ориген, руководитель христианского университета в Александрии (Египет), вступил в яростную полемику с философом Цельсом. Последний был ярым противником христианства, а самого Иисуса считал магом. Ориген доказывал, что чудесные деяния Христа — это не волшебство и фокусы бродячих базарных колдунов, а действия, направленные на то, чтобы морально преобразовать людей и привести к спасению.

Поэтому образованные христиане были крайне против, чтобы Сына Божьего считали волшебником. Это обесценивало чудеса, совершенные им, и снижало статус Христа до обычного человека.

Есть также версия, что художники таким образом изображали посох. Все иудейские пророки, в том числе и легендарный Моисей, обязательно обладали данным атрибутом. Вложив в руки Иисуса посох, живописцы таким образом подчеркивали древнюю традицию, идущую из глубины веков. Придавали Христу больше авторитета в глазах новоиспеченной паствы, среди которой в первые века было много евреев, знакомых с Библией и системой ее сакральных символов, где посох был символом власти.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас