Очевидно, что зал должен был создавать атмосферу для дружеских сборищ и банкетов. Об этом можно судить по размерам помещения, художественном качестве изображений, в том числе мозаик, а также по представленным персонажам.
Зал героев
Ведущей темой фресок, по-видимому, стала тема героизма. О нём повествуют изображения людей и божеств, участвовавших в Троянской войне. И это не предположения, а сведения из надписей на греческом.
Помимо Елены и Париса есть и фигура Кассандры, дочери Приама, которая изображена на стенах столовой вместе с Аполлоном. Тот явил себя во всей красе, а она то ли огорчается, то ли удивляется, подперев рукой голову.
Но сокрушение в облике Кассандры никак не связано с наружностью бога. В греческой мифологии Кассандра была известна своим даром предвидения и ужасной судьбой, которая не позволила ей изменить ход событий. Несмотря на её способность предсказывать будущее, Кассандре никто не верил из-за проклятия, наложенного на неё Аполлоном за отказ отдаться ему. Так что она не смогла предотвратить трагические события Троянской войны. После надругательства над ней во время взятия Трои она оказалась рабыней Агамемнона в Микенах.
Функциональность в искусстве
Частое присутствие мифологических фигур в росписях гостиных и столовых римских домов подразумевало социальную функцию — развлекать гостей за столом, давая темы для бесед и суждений о жизни.
Директор Археологического парка Помпеи Габриэль Цухтригель именно функциональностью и практичностью объяснил цвет стен. Их выкрасили в чёрный, чтобы маскировать, по возможности, следы копоти от масляных ламп. Помпейцы собирались на ужин после захода солнца. И мерцающий свет ламп создавал впечатление, что изображения на фресках движутся, особенно после нескольких бокалов хорошего кампанского вина, объяснил учёный.
На фреске ниже — царица Леда, соблазнённая Зевсом, в образе лебедя.
Директор Цухтригель рассказал, что мифологические пары на росписях давали идеи для бесед о прошлом и о жизни, причём не только развлекательных. На самом деле образы также говорили своим современникам о личностях и судьбах. Кассандра могла предвидеть будущее, но ей никто не верил. Аполлон выступал на стороне троянцев против греческих захватчиков, но, будучи богом, не мог обеспечить победу. Елена и Парис, несмотря на их любовную связь, стали причиной войны или, возможно, просто предлогом.
Учёный считает, что в наши дни Елена и Парис (на фреске ниже) представляют всех нас с нашим выбором между личным и проблемами окружающего мира.
О зале
Комната около 15 м в длину и 6 м в ширину выходит во внутренний двор, который, по-видимому, представлял собой пространство без крыши с длинной неокрашенной лестницей, ведущей на второй этаж.
Эту часть Помпеи археологи называют 10-й инсулой (жилым комплексом) участка IX. Вообще, на уже раскопанной территории инсулы нашли два соединённых между собой дома — с пекарней и с прачечной — с видом на виа Нола. Их фасады обнаружили ещё в конце XIX века. Внутри домов лишь недавно раскопали эти роскошные гостиные с фресками, в которых во время извержения ещё шёл ремонт.
Под лестницей была огромная груда строительных материалов, отложенных в сторону. Кто-то набросал на оштукатуренной стене углём гладиаторов, а в другом месте — нечто похожее то ли на трилистник, то ли на стилизованное изображение символа плодородия.
Раскопки описываемого жилого комплекса — это лишь толика города на 36 тысяч жителей. Весь погребённый вулканом древний город Помпеи поражает воображение: более 13 тыс. комнат в 1070 жилых постройках, и это помимо общественных пространств и помещений культового назначения.