ВСЛУХ

Безоары как мерзкие диковины: зачем австралийцы собирают «крокодилий мех»

Безоары как мерзкие диковины: зачем австралийцы собирают «крокодилий мех»
Тот, у кого домашняя кошка ловит и ест мышей, может стать свидетелем тошнотворной сцены, когда милый питомец избавляется от комков шерсти. Кошка при этом почти что хрюкает, скукоживается, пускает слюни и фыркает, пока отвратительная масса непереваренного меха не шлёпнется на пол.


Так вот: нечто подобное происходит и с крокодилами. Эти пресмыкающиеся, как и кошки, тоже накапливают в себе комки шерсти или безоары, как их ещё называют. И среди жителей Квинсленда, штата на северо-востоке материковой части Австралии, есть, как ни странно, те, которые их собирают.

Странная находка


Житель города Таунсвилл Марк Макконнелл впервые наткнулся на безоар во время полевых работ по борьбе с засухой в составе NQ Dry Tropics, некоммерческой организации по управлению природными ресурсами. То, что он сначала принял за тушку небольшого млекопитающего, оказалось плотно спрессованным пучком шерсти размером с мяч для софтбола, то есть окружностью 28–30 см. И тут он понял, что где-то поблизости водится очень большой крокодил.

Безоары как мерзкие диковины: зачем австралийцы собирают «крокодилий мех»


Большинство людей могут прийти в замешательство от возможности прикоснуться к чему-то, что гнило внутри рептилии, быть может, нескольких лет. Но Марка Макконнелла это не смутило. Он забрал шар домой, прополоскал и сделал частью своей коллекции природных диковинок.

Макконнелл описал свой первый безоар как плотный спутанный комок шерсти диких свиней и валлаби, то есть небольших кенгуру. А вообще, состав безоаровых «камней» может быть самым разным. О свойствах крокодильих безоаров собиратель рассказал, что их можно бросить об стену и поймать, настолько они крепкие и плотные.

Рассказ специалиста


Джон Левер — специалист по крокодилам и владелец коммерческой крокодиловой фермы в Квинсленде. Он объяснил, что эти животные, как ни странно, не усваивают шерсть.
Они могут переваривать перья, мясо и даже кости, но кислота, которая вырабатывается в желудке, не влияет на волосы. Последние сохраняются в желудке крокодила и со временем сбиваются в ком.

Как-то во время поездки в Папуа – Новую Гвинею Левер нашёл крупный безоар и отправил его на судебно-медицинскую экспертизу в университет Порт-Морсби, в столицу страны. Специалисты нашли в «папуасском» безоаре останки несколько видов летучих лисиц, щетину и шерсть дикой свиньи, папуасскую дикую собаку, опоссумов, кускусов (мелких сумчатых), и… человеческие волосы, и европеоидные, и меланезийские, то есть местных народов.

Этот крокодил прожил довольно долго и, будучи неразборчивым в еде, успел перекусить парой человек
— Джон Левер, специалист по крокодилам.


И всё равно исследователи были очарованы, казалось бы, страшной находкой. Левер объяснил, что найденный в краях папуасов безоар был словно списком того, что крокодил ел за последние лет 40.

Самый большой безоар, который он когда-либо находил, был размером с футбольный мяч. Причём владелец так и не смог его отрыгнуть: ком был внутри разлагающегося трупа крокодила в австралийском национальном парке Какаду, на Северной территории.

Привередливые едоки


Безоары — не проблема для крокодиловой фермы Джона Левера. С туш диких свиней, которыми кормят поголовье, предварительно сдирают шкуры. И заводчик не даёт своим рептилиям жить десятки лет. Они вырастают только до трёх-четырёхлетнего возраста, прежде чем их забивают, и поэтому у них просто нет времени, чтобы накопить в себе комья шести.

Однако с кроличьим мехом все же возникли настоящие проблемы. Левер думал, что очень много выгадал, когда заключил сделку по поставке отходов с кролиководческих ферм Нового Южного Уэльса. По хорошей цене он стал закупать кроличьи головы и лапки, которых в противном случает просто выбрасывают или закапывают.

К сожалению, его рептилии оказались привередливыми. Крокодилам не понравилась ощущения от тонкого кроличьего меха в пасти, и чаще всего они просто выплёвывали отходы кролиководства. Кроличья шесть из прудов засорила все сточные трубы, став настоящей помехой.

О редкости безоаров


Марк Норман десятилетиями работал гидом в сафари вдоль богатой крокодилами реки Просерпайн (Прозерпина). Однако безоары видел только в выставочных витринах.

Его мечта обнаружить подходящего крокодила в дикой природе наконец сбылась, когда он преследовал 4,5-метрового самца. Из мутной воды высовывается голова, а из пасти торчало копыто дикой свиньи.



Норман приблизился, крокодил скрылся под водой. И тогда любознательный гид заметил на берегу четыре мохнатых чёрных шарика. Он воспринял их как фантастические сувениры, которые искал много лет. Он зачерпнул сачком самый лучший и прополоскал. И стал использовать его как наглядное пособие для туристов, которых сопровождал.

Но комья щетины и волос — это не всё, что он находил. Тот же самый крокодил тогда изрыгнул две пластиковые бутылки, которые плавали по реке, причём полные спутанной свиной шерсти.

Подлинные экспонаты


В музее Квинсленда выставлены на обозрения два шара, один из которых — гладкий и светлый. Мы видим его на заглавной картинке к этой публикации.

Музейный специалист Эндрю Эми предположил, что особенности безоаров могут быть связаны с длительностью пребывания в пищеварительном тракте рептилий. И то, что выглядит как колобок на закваске, на самом деле тоже шарик «крокодильей шерсти».

Так что крокодильи безоары могут принимать различные формы, размеры, цвета и консистенцию. И все они могут показаться брезгливому человеку чем-то ужасным, а не диковинкой, достойной восхищения.

Автор:

Использованы фотографии: live-production.wcms.abc-cdn.net.au

Мы в Мы в Яндекс Дзен
Как кошки стали друзьями человека: новые данные по ДНКТоп странных, но крутых вопросов современной физики