Доказано на мушках: низкокалорийная диета — путь к продлению жизни в любом возрасте
Переходить на иную диету зачастую нелегко многим, особенно пожилым, которые нередко считают, что в их годы нет смысла менять свой подход к питанию. Новое исследование Университета Коннектикута (UConn) позволяет думать: если пересмотреть рацион питания даже в более позднем возрасте, можно значительно улучшить здоровье и увеличить продолжительность собственной жизни.
Важно отметить, что заманчивый вывод учёные сделали, исследуя плодовых мушек. Но можно ли его распространить на людей? Наука допускает, что да: при том, что мы с дрозофилами совершенно разные организмы, около 75% генов, ответственных за те или иные человеческие болезни, также присутствуют у плодовых мушек. Удивительное генетическое сходство и даёт учёным возможность изучать работу таких генов и делать выводы о здоровье людей.
Одна их глобальных и нарастающих проблем для здравоохранения — последствия ожирения. Оно провоцирует, например, проблемы с сердечно-сосудистой системой и диабет. Предшествующие исследования на животных неоднократно показывали, что уменьшение калорийности и более правильное питание способны увеличить продолжительность жизни. Научные проекты с участием добровольцев доказали пользу для здоровья от уменьшения порций съеденного, в особенности для людей с лишним весом. Однако увязать сокращение рациона с пользой для долголетия оказалось более сложной задачей.
Коллектив исследователей в UConn возглавляла генетик Бланка Рогина. Учёные принялись кормить подопытных дрозофил высококалорийной пищей из сахаров и белков, что по вредности примерно соответствовало привычкам многих современных людей. У мушек «хорошего питания» проявились изменения в обмене веществ, сходные с таковыми у людей с лишним весом. А когда тех же дрозофил перевели на низкокалорийную диету спустя значительное для них время, у них наступили существенные перемены в метаболизме и возросла продолжительность жизни.
«Упитанные» плодовые мушки живут дней 80 или менее того, а посаженные на низкокалорийную диету — около 120 суток. Исследователи изучали то, как влияют изменения в питании как на молодых, так и на сравнительно пожилых самцов дрозофил. Оказалось, что мушиная молодёжь, если её переводили с еды «от пуза» на низкокалорийный рацион в возрасте 20 дней, жили столь же долго, как и те, кого не перекармливали с самого начала.
Но более значительный сюрприз ждал генетиков, когда она присмотрелись к мушкам постарше. У откормленных на высококалорийной диете дрозофил в организмах было больше жиров, но и выше энергетические затраты на борьбу с окислительным стрессом, то есть с повреждениями клеток в результате окисления. У них также оказался выше уровень смертности по сравнению с теми, кого держали на менее питательной диете. Но когда этих пожилых раскормленных мушек посадили на более скудное питание через 50 или даже 60 дней, то есть в старости, когда большинство объедавшихся дрозофил уже подохли, обмен веществ и продолжительность жизни выживших к тому времени существенно улучшились.
Бланка Рогина выразила в связи с этим мнение, что изменения в питании у людей с лишним весом даже в солидном возрасте также способны благотворно повлиять на здоровье.
Важно отметить, что заманчивый вывод учёные сделали, исследуя плодовых мушек. Но можно ли его распространить на людей? Наука допускает, что да: при том, что мы с дрозофилами совершенно разные организмы, около 75% генов, ответственных за те или иные человеческие болезни, также присутствуют у плодовых мушек. Удивительное генетическое сходство и даёт учёным возможность изучать работу таких генов и делать выводы о здоровье людей.
Одна их глобальных и нарастающих проблем для здравоохранения — последствия ожирения. Оно провоцирует, например, проблемы с сердечно-сосудистой системой и диабет. Предшествующие исследования на животных неоднократно показывали, что уменьшение калорийности и более правильное питание способны увеличить продолжительность жизни. Научные проекты с участием добровольцев доказали пользу для здоровья от уменьшения порций съеденного, в особенности для людей с лишним весом. Однако увязать сокращение рациона с пользой для долголетия оказалось более сложной задачей.
Коллектив исследователей в UConn возглавляла генетик Бланка Рогина. Учёные принялись кормить подопытных дрозофил высококалорийной пищей из сахаров и белков, что по вредности примерно соответствовало привычкам многих современных людей. У мушек «хорошего питания» проявились изменения в обмене веществ, сходные с таковыми у людей с лишним весом. А когда тех же дрозофил перевели на низкокалорийную диету спустя значительное для них время, у них наступили существенные перемены в метаболизме и возросла продолжительность жизни.
«Упитанные» плодовые мушки живут дней 80 или менее того, а посаженные на низкокалорийную диету — около 120 суток. Исследователи изучали то, как влияют изменения в питании как на молодых, так и на сравнительно пожилых самцов дрозофил. Оказалось, что мушиная молодёжь, если её переводили с еды «от пуза» на низкокалорийный рацион в возрасте 20 дней, жили столь же долго, как и те, кого не перекармливали с самого начала.
Но более значительный сюрприз ждал генетиков, когда она присмотрелись к мушкам постарше. У откормленных на высококалорийной диете дрозофил в организмах было больше жиров, но и выше энергетические затраты на борьбу с окислительным стрессом, то есть с повреждениями клеток в результате окисления. У них также оказался выше уровень смертности по сравнению с теми, кого держали на менее питательной диете. Но когда этих пожилых раскормленных мушек посадили на более скудное питание через 50 или даже 60 дней, то есть в старости, когда большинство объедавшихся дрозофил уже подохли, обмен веществ и продолжительность жизни выживших к тому времени существенно улучшились.
Бланка Рогина выразила в связи с этим мнение, что изменения в питании у людей с лишним весом даже в солидном возрасте также способны благотворно повлиять на здоровье.
- Дмитрий Ладыгин
- wikipedia.org
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас
Контрабандисты оккупировали Восточную Африку: зачем черных муравьев тайно вывозят в Китай и Европу?
Эксперты предупреждают: такой вывоз в итоге закончится непоправимой экологической катастрофой...
В мире заканчивается речной песок: чем это грозит человечеству?
Ученые говорят, что это самая не замечаемая, а оттого опасная проблема, которая уже касается миллионов людей...
К 2060 году половина плотин в мире выйдет из строя: США — главные в черном списке
Эксперты говорят: если не принять меры, часть Соединенных Штатов может полностью опустеть...
В России снова захотели строить железную дорогу в Индию: почему не удались прошлые попытки?
Эксперты говорят: дерзкий проект мог бы принести российской казне миллиардные прибыли...
За рамками науки: дети, которые помнят свои прошлые жизни
Ученые говорят, что феномена реинкарнации нет, но факты утверждают обратное...
Кольца на деревьях раскрыли тайну гибели последней империи кочевников в Евразии
Поразительно, но падение Джунгарского ханства началось за тысячи километров от Азии, в Северной Атлантике...
Самый наглый археологический фейк в истории: итальянец 20 лет показывал туристам фальшивый амфитеатр Цезаря
Судебный процесс длилось почти десятилетие, но даже сейчас эта история очень далека от завершения...
Тайна огней Марфы, 150 лет не дававшая покоя ученым, похоже, разгадана
Болотный газ? Огни святого Эльма? НЛО? Ответ оказался намного проще и сложнее одновременно...
«Сувенир» от неандертальцев: секреты этих мутаций не разгаданы до конца
Они живут в ДНК 47 000 лет, но почему их совсем нет у африканцев, зато много у жителей Южной Азии...
Немецкий ученый был главным в секретной ракетной программе: однажды он вышел из кабинета и исчез навсегда
Как операция «Дамоклов меч» пресекла главную военную операцию целого государства...
Авокадо ежедневно меняет пол, и исследователи, наконец, выяснили, как именно
Почему селекционеры и ботаники ждали этого открытия более 100 лет?...
Этим книгам осталось жить считаные дни: кто охотится на очень редкие экземпляры, а затем уничтожает их?
Эксперты бьют тревогу: это, пожалуй, самый циничный поворот в истории книгопечатания...