Взгляд с другой стороны: американский инвестор раскрыл внутреннюю кухню украинских военных инноваций
4 553

Взгляд с другой стороны: американский инвестор раскрыл внутреннюю кухню украинских военных инноваций

Любой военный эксперт подтвердит, что Украина давно перестала быть просто полем боя. Она превратилась в уникальную, жестокую, но невероятно продуктивную лабораторию военных технологий. Здесь инновации рождаются не в тиши кабинетов, а под свист снарядов и гул двигателей. Они проходят обкатку в реальных боевых условиях и устаревают с головокружительной скоростью.


Дебора Фэйрламб, учредительница американского инвестиционного фонда Green Flag Ventures (финансирует, в том числе, украинские компании, работающие с БПЛА и ПВО) высказала мысль, которая тревожит ее вот уже несколько лет подряд. США и их союзники по НАТО либо не извлекают уроков из этой уникальной войны, либо вообще сознательно игнорирует их.

Взгляд с другой стороны: американский инвестор раскрыл внутреннюю кухню украинских военных инноваций
Дебора Фэйрламб


Недавно Фэйрламб дала обширное интервью популярному военному порталу The War Zone (TWZ). И этот взгляд изнутри индустрии, со стороны противника и наблюдения о том, как Запад реагирует (или не реагирует) на украинские реалии, будет интересен многим россиянам, интересующимся динамикой современного военно-технического развития.

Российские «сюрпризы»


Одним из самых ярких примеров стремительной эволюции на поле боя, по словам Фэйрламб, стали российские дроны-камикадзе, известные как «Герани» (иранские Shahed). Еще три месяца назад ситуация с ними была иной. Они были уязвимы.

Их было довольно легко сбивать из пулеметов, но теперь это практически невозможно. Высота, на которой они летают, превышает дальность стрельбы из любого оружия. Поэтому украинцам (и Западу) необходимо срочно обзаводиться перехватчиками совершенно иного типа

— Фэйрламб.

Американка описывает кардинальные изменения: увеличение дальности и высоты полета, способность летать более скоординированно (роями или группами) и налаживание массового производства. Фэйрламб крайне обеспокоена, что прогресс в российском вооружении произошел за считаные месяцы.


«Герани» последнего поколения


Высота, на которую поднялись эти дроны, вывела их из зоны поражения не только стрелкового оружия и зенитных установок малого калибра. Она сделала «Герани» сложной мишенью и для многих современных ПВО малой и средней дальности, настроенных на борьбу с более скоростными объектами типа ракет или самолетов.

Поэтому Фэйрламб считает, что настало время производить специализированные, возможно, более дешевые и массовые перехватчики, способные эффективно бороться именно с такими низкоскоростными, но высоколетящими и многочисленными целями.

И это большая проблема. Западные армии, привыкшие к доминированию в воздухе и борьбе с высокотехнологичными угрозами, оказались плохо подготовлены к этой «архаичной», но эффективной тактике массового применения дешевых БПЛА. Эксперты RUSI (Royal United Services Institution, Королевский объединенный институт оборонных исследований, Великобритания) пришли к неутешительным для европейских и американских военных выводам. Эффективность перехвата «Гераней» ранними версиями западных систем ПВО оказалась значительно ниже ожидаемой. Этот досадный для Запада факт был связан с тем, что российские БПЛА имеют низкую ЭПР (эффективную площадь рассеяния) и специфический профиль полета.

Другие подходы


Ответом на новые угрозы и вызовы становятся собственные инновации. Фонд Фэйрламб инвестирует в компанию Swarmer, разрабатывающую автономные и роевые системы. Главная фишка таких структур — способность работать в условиях сильнейшего радиоэлектронного подавления (РЭБ) и блокировки GPS.

Принцип работы Swarmer и ряда других компонентных систем состоит в том, что они в значительной степени основаны на специальном программном обеспечении. Но и Swarmer, и другие системы имеют также аппаратный плагин, который позволят внедрять эти разработки в корпуса дронов практически любого производителя. Девиз такой системы: «Подключи и работай»

— Фэйрламб.

Такой подход вполне можно назвать революционным. Вместо производства дорогостоящих дронов с нуля разработчики предлагают своего рода «мозг». Как уже было сказано, этот программно-аппаратный комплекс можно установить на относительно простые и дешевые платформы разных производителей.

И это резко удешевляет и ускоряет развертывание передовых технологий. Главное требование к таким системам — абсолютная автономия.
Когда разговор заходит о возможностях роевой системы на поле боя, прежде всего необходимо исходить из факта, что GPS и радиосвязь там ограничены или вовсе отсутствуют. Следовательно, системе просто необходимо работать автономно

— Фэйрламб.

По словам американки, Swarmer уже имеет продукт, который позволяет одному оператору контролировать десятки дронов одновременно. Это меняет тактику, повышает насыщенность ударов и усложняет работу ПВО противника.


США проводит испытания роя из 40 дронов


Однако Фэйрламб указывает на серьезную проблему, с которой сталкивается Украина при получении западных «подарков». Западные системы, созданные в относительно «чистой» электромагнитной среде и с расчетом на стабильную связь, часто оказываются бесполезными в условиях тотальной РЭБ, характерной для украинского фронта.

Их «закрытость» не позволяет украинским инженерам быстро адаптировать их к реалиям, в отличие от модульных и программно-ориентированных решений вроде Swarmer. Ярким примером стали первые партии американских Switchblade 300, которые оказались крайне уязвимы к РЭБ и не оправдали ожиданий именно из-за невозможности быстрой адаптации их электроники под изменившиеся условия.

Скорость и коррупция


Украинский театр военных действий характеризуется невероятной скоростью технологического цикла.

Знаете, в 2022 году, если что-то появлялось, это могло продержаться около семи месяцев, прежде чем возникала новая технология или нам приходилось что-то менять.
В 2023 году это занимало от пяти до шести месяцев. В 2024 году сроки сократились до четырех месяцев, может быть, до три с половиной.
В первой половине 2025 года мы все меняем еще быстрее. Теперь это занимает от одного до полутора месяцев

— Фэйрламб приводит цитату знакомого украинского комбата. И эти слова ярко характеризуют динамику последних лет.

Темпы ошеломительные. Технология или тактика, дающая преимущество сегодня, через месяц-полтора может быть нейтрализована или скопирована противником. Выживание зависит от способности постоянно вводить инновации и адаптироваться быстрее противоположной страны.

При этом, как говорит Фэйрламб, от разработки и внедрения военных технологий отчетливо веет коррупцией и мошенническими схемами. И ладно бы, если это делали украинцы, но нет, преступной деятельностью занимаются как раз западные компании.

Да, были случаи, и я не буду называть имена, но есть западные компании, которые приезжали на Украину под предлогом инвестиций, внимательно смотрели на местные технологии и вскоре исчезали. А через полгода они выпускали что-то очень похожее. Я знаю как минимум четыре таких случая

— Фэйрламб готова подтвердить в суде, что некоторые западные партнеры в буквальном смысле обворовывают украинцев.

Также американка рассказывает о весьма распространенной схеме. Есть компании, которые пришли на рынок, потерпели неудачу, вернулись и стали продавать свой продукт как протестированный на Украине. Фэйрламб знает, что эти технологии вообще не работают, но вот министерство обороны США об этом часто не в курсе, поэтому и закупает военные «разработки» у мошенников.


Украинский FPV-дрон на оптоволокне. Но сначала эта технология появилась в России


Таким образом, вырисовывается весьма неприглядная картина. Пока одни пытаются учиться и адаптироваться в реальных условиях, другие используют конфликт для быстрого (и не всегда честного) маркетинга. Или вообще воруют чужие идеи, не прошедших должной адаптации. Как говорится, ловят рыбку в мутной воде. Впрочем, это было во все времена...
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас