Анализ ДНК показал, что на самом деле погубило армию Наполеона в 1812 году в России
306

Анализ ДНК показал, что на самом деле погубило армию Наполеона в 1812 году в России

В 1812 году бескрайние просторы России стали братской могилой для Великой армии Наполеона. Из 600 000 солдат и офицеров, которые перешли Неман в июне, обратно к польской границе к декабрю добралась лишь жалкая горстка изможденных полуживых захватчиков. Подсчитано: только за три месяца панического отступления французы с союзниками потеряли около 300 000 человек.


Историки третий век подряд спорят, кто стал главным убийцей наполеоновских полчищ. Морозы? Голод? Или невидимые враги — бактерии? Спустя два с лишним столетия наука, вооруженная генетическим скальпелем, вскрыла эту интригующую тайну. Однако ответ оказался неожиданным и породил массу новых вопросов.

Адский марш Великой армии


Французский император Наполеон Бонапарт был на пике могущества, когда его Grande Armée вторглась в Россию. У непрошеных гостей имелся простой и надежный план: разбить в пух и прах русскую армию в одном-единственном генеральном сражении.

Анализ ДНК показал, что на самом деле погубило армию Наполеона в 1812 году в России
Военный парад французской армии в Милане в присутствии вице-короля Евгения Богарне в 1812 году


Но наши полководцы избрали стратегию выжженной земли. Русские войска отступали вглубь страны, уводя с собой население и уничтожая припасы и фураж. Кульминацией плана Кутузова стало оставление Москвы в сентябре 1812 года. Город, который Наполеон очень надеялся использовать как базу, был пуст и вдобавок ко всему еще и горел. Поэтому отступать Великой армии пришлось голодно и холодно, и это был поистине адский марш.

С октября по декабрь полчища Наполеона растаяли прямо на глазах. Мемуары выживших, например, сержанта Адриена Бургоня, рисовали жуткие картины: французские военные падали замертво от истощения, замерзали в снегу, умирали в лазаретах, которые были переполнены лихорадящими больными.


Отступление армии Наполеона из России в 1812 году. Художник Ари Шеффер


Долгое время считалось, что главными бичами, убившими Великую армию, были сыпной тиф и волынская (окопная) лихорадка. Эти болезни, переносимые вшами, свирепствовали в тесноте и антисанитарии военных лагерей и походов. Генетические исследования почти 20 лет назад, казалось, подтвердили эту гипотезу. Ужасы отступления связывали именно с этими убийственными инфекциями.

Зубы рассказывают правду


Но наука не стоит на месте. В Париже, в легендарном институте Пастера, команда ученых под руководством Николаса Рашована решила применить новейшие методы, чтобы заново прочитать страницы этого кровавого эпизода в истории. Внимание биологов привлекло массовое захоронение в Вильнюсе. Здесь в декабре 1812 года тысячи французских солдат навсегда закончили свое бесславное отступление. Большинство из них отдали концы от болезней и истощения, находясь в переполненных госпиталях и больницах литовской столицы, которая стала настоящей ловушкой для остатков французских армий.


Антакальнисское кладбище в Вильнюсе. Здесь похоронено более 40 000 наполеоновских солдат


Исследователи извлекли ДНК не из костей, а из зубов 13 солдат, похороненных в Вильнюсе. Надо сказать, что для ученых зубы являются уникальными капсулами времени. Их плотная структура и пульпа особенно хорошо сохраняют следы патогенов, циркулировавших в крови человека в момент смерти.

Поэтому вместо того, чтобы искать лишь предполагаемые патогены (это делали в старых исследованиях 20-30 лет назад), команда Рашована использовала революционный метагеномный анализ.

Если прибегнуть к аналогиям, то данный метод — что-то вроде мощного глубоководного трала в океане генетической информации. Он позволяет секвенировать весь генетический материал в ДНК-образце человека, бактерий, вирусов, всего, что там есть. А затем, используя сложные алгоритмы, метагеномный анализ вычленяет и идентифицирует патогены. При этом совершенно не нужны предварительные предположения о том, что именно искать. Многие эксперты называют данный метод большим прорывом в палеогенетике, так как он позволяет делать неожиданные открытия.

Два неизвестных убийцы


Итак, что же зацепил генетический «трал»? Если говорить коротко, то научную сенсацию. Ни следов сыпного тифа, ни волынской лихорадки в образцах обнаружено не было! Зато метагеномный сыщик напал на след двух других, не менее опасных убийц.

Первой стала Salmonella enterica — бактерия, вызывающая паратиф. Это тяжелое кишечное заболевание, родственное брюшному тифу, с высокой температурой, поносом, рвотой и сильнейшей слабостью. Обычно источниками этой болезни выступает зараженная вода или пища, которые неизбежно инфицируются в условиях отступления, когда отсутствует нормальное снабжение и гигиена.


Salmonella enterica (сальмонелла кишечная)


Вторым убийцей была Borrelia recurrentis — бактерия, провоцирующая возвратный тиф. Она передается исключительно через укусы платяных вшей. Болезнь характеризуется повторяющимися приступами очень высокой лихорадки, сильнейшей головной и мышечной болью, ознобами и прострацией. Каждый приступ буквально выжимает из человека все силы.

Учитывая наши результаты, можно предположить, что причиной смерти этих солдат стало сочетание усталости, переохлаждения и нескольких заболеваний, в том числе паратифа и возвратного тифа, переносимого вшами

— пишут Рашован и его коллеги в своем отчете, который пока не прошел научное рецензирование.

Команда биологов отказалась давать какие-либо комментарии прессе. Ученые всячески подчеркивают: их работа имеет пока что предварительный статус, поэтому возможны изменения и поправки.

При этом Рашован повторяет: сам по себе возвратный тиф, который переносят платяные вши, далеко не всегда заканчивается гибелью больного. Однако для людей, находящихся в состоянии крайнего истощения, обезвоживания и обморожения, это заболевание — смертный приговор. Возвратный тиф окончательно уничтожал практически исчерпанные резервы организма.

Ученые спорят


Открытие исследователей из института Пастера — это не точка, а скорее неожиданный поворот в крайне запутанном деле гибели Великой армии. Разумеется, публикация команды Рашована вызвала моментальный отклик среди ученых.

Авторитетные специалисты призвали отнестись к исследованию с большой долей осторожности. Количества микробной ДНК, извлеченной из зубной эмали наполеоновских солдат, крайне мало, чтобы делать какие-то далекоидущие выводы.

На мой взгляд, это означает, что результаты, скорее наводящие на размышления, чем окончательные

— Салли Васеф, специалист по древним ДНК из Квинслендского технологического университета (Австралия).

Поэтому исследовательница считает, что выборку просто необходимо расширить. Скорее всего, тогда появится информация и о других заболеваниях, выкосивших Великую армию. Но в любом случае новая научная работа имеет огромную ценность.

Она подчеркивает потенциал новых инструментов для выявления возможных возбудителей инфекций в исторических популяциях

— Васеф.

Методы метагеномики можно применить и к другим историческим загадкам. Например, к катастрофическому сокращению численности коренного населения Северной и Южной Америки или Австралии после контакта с европейцами. Какие именно болезни стали главными убийцами? Оспа? Корь? Или что-то еще, о чем мы даже не подозреваем?


Историки считают, что численность коренных народов Америки сократилась на 80-90% уже через 100 лет после прибытия европейцев в Новый Свет


Так что мы еще не раз прочитаем о научных сенсациях, полученных с помощью метагеномного анализа.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас