Древние египтяне зачем-то придавали рогам живых баранов опасную форму
510

Древние египтяне зачем-то придавали рогам живых баранов опасную форму

Археологи обнаружили свидетельства древнеегипетской практики изменения формы бараньих рогов. Находка предстала перед глазами учёных в погребальном комплексе Иераконполь в Верхнем Египте. Странные черепа животных датировали примерно 3700 годом до нашей эры.


Открытие необычных костей представляет собой старейший из известных случаев намеренного изменения формы рогов у домашнего скота. Археологи обнаружили останки шести крупных кастрированных баранов (валухов) с рогами, каких у этих животных быть не должно. В отличие от естественной направленности рогов вбок, у найденных черепов рога либо торчали вверх, либо вовсе отсутствовали, но не по какой-то природной причине.

Дальнейший анализ выявил сужения и переломы в сердцевине рогов и деформацию черепов, что указывает на намеренное физическое воздействие. Скорее всего, аномалии создали путём перелома и связывания оснований рогов, чтобы те росли параллельно и вертикально.

Описывая результаты исследования, профессор из Бельгии Вим Ван Нир объяснил изменения внешности животных результатом специфической практики попутно с кастрацией. Находка в Иераконполе стала самым ранним в истории случаем из всех подобных. Сходная традиция в различных африканских культурах позже наблюдалась при выращивании крупного рогатого скота (КРС), в том числе в скотоводческих общинах Нубии в третьем тысячелетии до нашей эры.

Вообще-то, рогам животных пытаются придать произвольную форму уже давно во всём мире. Только делают это, чтобы снизить опасность животных, если они боднут владельцев или друг друга.

Исследователи попытались объяснить целенаправленную методику из Иераконполя тем, что выращивали валухов в церемониальных или ритуальных целях. Гипотеза подтверждается местом находки: ненормальные рога нашли на элитном участке древнего погребального комплекса.

Аграрное общество Древнего Египта в значительной степени зависело от одомашненных животных, в том числе от КРС и овец. Кстати, скот с изменёнными рогами часто изображался на стенах египетских гробниц, относящихся к Древнему царству, то есть в период около 2686–2160 годов до нашей эры. Бараньи же черепа из Иераконполя предшествуют этим изображениям почти на тысячу лет.

Полученные результаты позволяют предположить, что египтяне не только разводили овец и крупный скот, но и контролировали их внешний вид и развитие. Учитывая всю древнюю культуру региона, можно говорить о символической значимости домашнего скота в древнеегипетском обществе.

Древние египтяне зачем-то придавали рогам живых баранов опасную форму


Искусство более поздних периодов, начиная с Первой династии (около 3500 г. до н. э.), показывает, что овец изображали всё чаще. Головы этих животных включили в религиозную систему в качестве воплощений божеств, в частности, богов-баранов. Хнум (Кнеф) с головой барана — это древнеегипетский бог-творец, слепивший человека из глины на гончарном круге и по совместительству хранитель разливов Нила, то есть бог вод.

Также появились иероглифические символы овец, подчёркивающие растущее значение этого животного в социально-религиозной сфере. В эпоху Среднего царства (около 1991 года до н. э.) изображения в гробницах и находки, например, в археологическом комплексе Телль-эль-Даба, отражают символическую и экономическую роль различных пород овец, в том числе с загнутыми назад рогами.

Раскопки на месте бывшего города Иераконполь не только расширяют наши представления о животноводстве в ту эпоху, но и доказывают древность скотоводческих традиций в долине Нила.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас