Что такое психоакустика: как «прослушивание» археологических памятников проливает свет на прошлое
256

Что такое психоакустика: как «прослушивание» археологических памятников проливает свет на прошлое

До недавнего времени археологи чаще всего опирались на увиденное среди руин, чтобы раскрыть загадки прошлого. Не так давно появились иные методы, которые дают науке возможность использовать для пользы дела не только зрение.


Один из таких методов — психоакустика. Эта дисциплина исследует, как люди воспринимают различные звуки. В исследовании на эту тему, опубликованном в журнале Open Archaeology, Памела Джордан из Амстердамского университета задействовала психоакустический подход, чтобы ещё лучше понять, как древние греки могли себя вести в святилище.

Записи взаимодействия звуков в различных постройках способны дать представление о том, для чего предназначались эти сооружения и чем люди могли там заниматься. Джордан пояснила, что если взять акустику за основу, то есть шанс связать между собой части уже не существующего целого.

В ходе работ Джордан с коллегами использовали психоакустику в древнем святилище Зевса на горе Ликаион в Греции, примерно в 160 км от Афин. На иллюстрации ниже — вид на святилище с высоты. Белым выделены нижние участки археологического памятника. Точки, где велись аудиозаписи, помечены красным.

Что такое психоакустика: как «прослушивание» археологических памятников проливает свет на прошлое


На протяжении четырёх этапов работы с аудио, с 2015-го по 2022 годы, специалисты включали заранее созданные записи, среди которых были белый шум и человеческая речь, в разных местах античных руин. Сами звуки для этого учёные записывали в других местах археологических раскопок через пару микрофонов. Причём микрофоны при записи располагались вблизи друг от друга, чтобы воссоздать восприятие человеческими ушами — это так называемая бинауральная звукозапись. Впоследствии с помощью цифровых инструментов исследователи оценивали частоту и чёткость звука, как будто бы «слышимого» в различных точках.

В общей сложности только в 2022 году учёные сделали свыше 1600 записей. Это дало возможность провести анализ десятков звуковых взаимосвязей в различных точках святилища.

Так, Памела Джордан отметила, что прочие археологи предполагали, якобы доносящиеся от гипподрома (древнего предшественника наших ипподромов) звуки можно было запросто услышать на западном склоне холма. Перепроверка гипотезы с помощью записей показала, что плоскость гипподрома на самом деле отражала звук так, что его слышали и зрители конных состязаний, занимавшие специальные места, и собравшиеся на склоне, условно говоря, «безбилетники».

Из этого следует, что склон холма действительно мог служить подходящим местом для желающих следить за тем, как соревнуются колесницы, не имея возможности войти в периметр гипподрома. Кстати, переключение динамиков и микрофонов продемонстрировало, что звуки со склона холма также были прекрасно слышны на гипподроме. Это имело бы значение, если бы не поместившиеся на нём зрители действительно пользовались природным подобием «театрального балкона». Джордан объяснила, что в ритуальном смысле обмен мнениями и замечаниями между всеми зрителями, спортсменами и ведущими имел большое значение.

Учёные с акустической аппаратурой также измеряли звук в пределах условных стен отдельных построек. В руинах полукруглого здания выяснилось, что внутри собственно святилища была уникальная звуковая среда с более громкой слышимостью.

Джордан пояснила, что полукруглые решения для эллинистической архитектуры сравнительно редки, но попадаются. Причём чаще всего их находили именно в святилищах, где совершали жертвоприношения заранее обещанного богам, по обету. Учёные предполагают, что такие постройки посвящались конкретному жертвователю либо определённому божеству.

При этом Джордан рекомендует не спешить с выводами. Всё ещё не собрано веских доказательств того, что выявленные на местности акустические эффекты древние создавали намеренно. А даже если и так, то наше сегодняшнее толкование звуковой картины среди античных построек может не совпадать со смыслами, присущими древним посетителям изучаемых ныне мест. Исследовательница привела такой пример: нам доподлинно неведомо, что ощущали в святилище услышавшие звуки грома — благоговение или страх.

Вместе с тем Памела Джордан надеется, что её акустический подход расширит познания археологов о древних памятниках. Более того — даст дополнительные шансы узнать больше о древнем мире, например, слабовидящим.

Действительно, как минимум можно дополнять экскурсии реконструкцией звуков прошлого, почему бы и нет.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас