«Мона Лиза» выдала еще одну тайну
Используя рентгеновские лучи, чтобы изучить химическую структуру крошечной частички знаменитого произведения искусства, ученые получили новое представление о методах, которые Леонардо да Винчи использовал для создания своего новаторского портрета женщины с изысканно загадочной улыбкой.
Исследование, опубликованное в среду в Журнале Американского химического общества, предполагает, что знаменитый, хорошо образованный и изобретательный итальянский мастер эпохи Возрождения, возможно, находился в особом экспериментальном настроении, когда приступил к работе над «Моной Лизой» в начале 16 века.
Ученые и искусствоведы из Франции и Великобритании обнаружили, что Леонардо использовал особую рецептуру масляной краски для создания основы панели из тополя. Этот рецепт отличается от того, который Леонардо применил при создании знаменитой картины «Мона Лиза». Таким образом, у этой краски есть собственная химическая «подпись».
— Виктор Гонсалес, ведущий автор исследования и химик из ведущего исследовательского центра Франции, CNRS. Гонсалес в разное время изучил химический состав десятков произведений Леонардо, Рембрандта и других художников.
В частности, в первом слое краски Леонардо исследователи обнаружили редкое соединение — плюмбонакрит. Это открытие, по словам Гонсалеса, впервые подтвердило то, о чем искусствоведы ранее только предполагали: Леонардо, скорее всего, использовал порошок оксида свинца, чтобы загустить и ускорить высыхание краски, когда начал работать над портретом, который теперь смотрит из-за защитного стекла в Лувре.
— Кармен Бамбах, специалист по итальянскому искусству и куратор нью-йоркского Метрополитен-музея.
Исследователи, используя рентгеновские лучи в синхротроне — мощной машине, способной ускорять частицы почти до скорости света, проанализировали фрагмент краски базового слоя «Моны Лизы». Этот фрагмент был почти невидим глазу и имел размер не больше человеческого волоса. Анализ атомной структуры помог раскрыть химический состав пятнышка. Исследователи обнаружили присутствие плюмбонакрита — побочного продукта оксида свинца. Это позволяет с большей уверенностью предположить, что Леонардо использовал этот порошок в своем рецепте краски.
— Виктор Гонсалес.
После Леонардо голландский мастер Рембрандт, возможно, использовал аналогичный рецепт, когда писал картины в 17 веке; Гонсалес и другие исследователи ранее также находили плюмбонакрит в его работах.
— Виктор Гонсалес.
Считается, что Леонардо растворил порошок оксида свинца оранжевого цвета в льняном или ореховом масле, нагревая смесь, чтобы получилась более густая и быстросохнущая паста.
Но «Мона Лиза» — которую Лувр называет портретом Лизы Герардини, жены флорентийского торговца шелком — и другие работы Леонардо хранят и другие тайны.
— Виктор Гонсалес.
Знаменитый портрет не впервые становится объектом внимания ученых. Ранее Дэвид С. Талер из Базельского университета в Швейцарии провел исследование, направленное на более глубокую оценку того, как Леонардо придавал своим рисункам и картинам высокую эмоциональную глубину.
Исследование профессора Талера основано на наблюдении, что глаз Леонардо был настолько остр, что он заметил, что передние и задние крылья стрекозы не синхронизированы. Это открытие было подтверждено только спустя четыре столетия с помощью замедленных фотографий.
Леонардо, живший с 1452 по 1519 год, изобразил стрекозу с поднятыми передними крыльями и опущенными задними, что вызвало недоумение у Талера и его коллег, когда они пытались самостоятельно заметить эту разницу. Талер отметил, что этот уникальный дар видеть то, что способно заметить немногим, может быть тайной самой знаменитой картины Леонардо.
— Дэвид С. Талер.
Исследование, опубликованное в среду в Журнале Американского химического общества, предполагает, что знаменитый, хорошо образованный и изобретательный итальянский мастер эпохи Возрождения, возможно, находился в особом экспериментальном настроении, когда приступил к работе над «Моной Лизой» в начале 16 века.
Ученые и искусствоведы из Франции и Великобритании обнаружили, что Леонардо использовал особую рецептуру масляной краски для создания основы панели из тополя. Этот рецепт отличается от того, который Леонардо применил при создании знаменитой картины «Мона Лиза». Таким образом, у этой краски есть собственная химическая «подпись».
Он любил экспериментировать, и каждая из его картин технически совершенно разная. В данном случае интересно увидеть, что действительно существует особая техника нанесения первого слоя «Моны Лизы»
— Виктор Гонсалес, ведущий автор исследования и химик из ведущего исследовательского центра Франции, CNRS. Гонсалес в разное время изучил химический состав десятков произведений Леонардо, Рембрандта и других художников.
В частности, в первом слое краски Леонардо исследователи обнаружили редкое соединение — плюмбонакрит. Это открытие, по словам Гонсалеса, впервые подтвердило то, о чем искусствоведы ранее только предполагали: Леонардо, скорее всего, использовал порошок оксида свинца, чтобы загустить и ускорить высыхание краски, когда начал работать над портретом, который теперь смотрит из-за защитного стекла в Лувре.
Любое научно подтвержденное новое понимание техники живописи Леонардо является чрезвычайно важной новостью для мира искусства и общества. Обнаружение плюмбонакрита в «Моне Лизе» свидетельствует о духе страстного и постоянного экспериментирования Леонардо как художника — это то, что делает его вечным и современным
— Кармен Бамбах, специалист по итальянскому искусству и куратор нью-йоркского Метрополитен-музея.
Исследователи, используя рентгеновские лучи в синхротроне — мощной машине, способной ускорять частицы почти до скорости света, проанализировали фрагмент краски базового слоя «Моны Лизы». Этот фрагмент был почти невидим глазу и имел размер не больше человеческого волоса. Анализ атомной структуры помог раскрыть химический состав пятнышка. Исследователи обнаружили присутствие плюмбонакрита — побочного продукта оксида свинца. Это позволяет с большей уверенностью предположить, что Леонардо использовал этот порошок в своем рецепте краски.
Плюмбонакрит действительно является отпечатком его рецепта. Мы впервые смогли химически подтвердить это
— Виктор Гонсалес.
После Леонардо голландский мастер Рембрандт, возможно, использовал аналогичный рецепт, когда писал картины в 17 веке; Гонсалес и другие исследователи ранее также находили плюмбонакрит в его работах.
Это также говорит нам о том, что эти рецепты передавались на протяжении веков. Это был очень хороший рецепт
— Виктор Гонсалес.
Считается, что Леонардо растворил порошок оксида свинца оранжевого цвета в льняном или ореховом масле, нагревая смесь, чтобы получилась более густая и быстросохнущая паста.
Но «Мона Лиза» — которую Лувр называет портретом Лизы Герардини, жены флорентийского торговца шелком — и другие работы Леонардо хранят и другие тайны.
Конечно, есть еще много, очень много вещей, которые можно открыть. Мы едва прикоснулись к поверхности. То, о чем мы говорим, — всего лишь еще один кирпичик знаний
— Виктор Гонсалес.
Знаменитый портрет не впервые становится объектом внимания ученых. Ранее Дэвид С. Талер из Базельского университета в Швейцарии провел исследование, направленное на более глубокую оценку того, как Леонардо придавал своим рисункам и картинам высокую эмоциональную глубину.
Исследование профессора Талера основано на наблюдении, что глаз Леонардо был настолько остр, что он заметил, что передние и задние крылья стрекозы не синхронизированы. Это открытие было подтверждено только спустя четыре столетия с помощью замедленных фотографий.
Леонардо, живший с 1452 по 1519 год, изобразил стрекозу с поднятыми передними крыльями и опущенными задними, что вызвало недоумение у Талера и его коллег, когда они пытались самостоятельно заметить эту разницу. Талер отметил, что этот уникальный дар видеть то, что способно заметить немногим, может быть тайной самой знаменитой картины Леонардо.
Улыбка Моны Лизы загадочна, потому что она передает сам момент возникновения улыбки. И быстрый глаз Леонардо увидел и удержал этот момент
— Дэвид С. Талер.
- Евгения Бусина
- AP Photo
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас
Как на ладони: Обнаружен морской гигант, который виден из космоса
Мегакоралл у Соломоновых островов оказался самым крупным животным Земли....
Спасти планету сможет… африканский червь
В Кении найдено насекомое с удивительными способностями....
Забудьте всё, что вы знали о Луне
Новая теория предлагает в корне иное происхождение ночного светила....
Главная тайна Седьмой планеты разгадана через 38 лет
Уран оказался не таким уж странным, как думали ученые....
80 000 лет жизни: какие тайны скрывает самое древнее и большое существо на планете?
Залог невероятного долголетия и удивительного выживания обнаружили учёные....
«Орешник», «Бук» и «Тополь»: искусный нейминг от российских военных конструкторов
Наука как сбить Запад с толку....
Раскрыт секрет идеального женского тела?
Оказывается, дело вовсе не в соотношении талии и бедер....
Янтарь из недр Антарктиды раскрыл тайны тропических лесов
Застывшая смола возрастом 90 млн лет как часть исчезнувшей экосистемы....
Саблезубый котёнок томился во льдах Якутии 35 тысяч лет
Благодаря находке стало известно, что сородичи пушистика обитали в столь холодных местах....
Ученая вылечила свой рак вирусами собственного производства
Если человек хочет жить — медицина бессильна....
Носи умные очки или увольняйся!
Amazon планирует заставить всех курьеров носить этот электронный прибор....
Разгадано учеными: почему города разрушают сердце и разум
Причины, которые нашли исследователи, вас удивят....
Почти бессмертные существа помогут человечеству покорить глубокий космос
Ученым, наконец, удалось «взломать» код поразительной живучести тихоходок....
Турбулентность отменяется! А пилоты-люди вообще будут не нужны
Искусственный интеллект может в корне изменить авиацию....
Надеялись на Беса: древние египтянки при беременности хлебали галлюциногенные смеси
Думали, что божок с двусмысленным для нас именем убережёт....
Чудо в перьях: Робот-голубь «упорхнёт» от радиолокации
Изобретение грозит новой гонкой вооружений....