ВСЛУХ

Кости в меховом конверте: тайна древнего могильника на Ямале

Кости в меховом конверте: тайна древнего могильника на Ямале
Археологи из Научного центра изучения Арктики обнаружили уникальное погребение на древнем могильнике «Нюрымпосллор 4» в Приуральском районе ЯНАО. Оно отличается от всех остальных захоронений на этом памятнике и не имеет аналогов в российской археологии. Кто и почему перезахоронил человеческие кости в меховом конверте на территории более древнего могильника? Какие артефакты и секреты скрывает эта земля? И что они рассказывают о жизни и культуре средневекового населения севера Западной Сибири и Ямала?


Могильник «Нюрымпосллор 4» был открыт в 2017 году благодаря сообщению местных жителей, которые заметили на берегу протоки Горный Полуй выступающие из земли кости. Экспедиция Научного центра изучения Арктики под руководством Александра Гусева, научного сотрудника сектора истории и археологии, провела первые раскопки и обнаружила 14 захоронений, датируемых X-XII веками. В них было найдено более сотни артефактов: обрядовые украшения, оружие, предметы быта, одежда и обувь из кожи и меха. Все это свидетельствует о погребальном обряде и материальной культуре средневекового населения Нижнего Приобья — предков хантов, манси и ненцев.

Кости в меховом конверте: тайна древнего могильника на Ямале


В 2023 году экспедиция продолжила работы на могильнике, раскопав ещё 11 захоронений. Одно из них привлекло особое внимание учёных. Это погребение номер 11, которое оказалось более поздним перезахоронением человеческих костей в меховом конверте. По словам Гусева, это уникальная находка, поскольку ничего подобного ранее российские археологи не обнаруживали.

Это погребение сильно отличается от всех остальных захоронений на этом могильнике. Во-первых, оно расположено не по кругу, как все остальные, а по диаметру. Во-вторых, в нём нет никаких предметов, кроме костей и мехового конверта. В-третьих, кости не соответствуют анатомическому порядку, а перемешаны между собой. В-четвёртых, меховой конверт сшит из разных видов шкур: бобра, лисы, волка, барсука, зайца. В-пятых, по результатам радиоуглеродного анализа, погребение датируется XIII-XIV веками, то есть на три-четыре века позднее остальных.

Все эти особенности указывают на то, что погребение номер 11 является перезахоронением. То есть древние люди XIII-XIV веков могли случайно наткнуться на останки умершего человека и захоронить его кости в меховом конверте на территории более древнего могильника. При этом они не знали о существовании этого могильника и не соблюдали его планировку и обряд.

Мы предполагаем, что это был спонтанный поступок, вызванный уважением к умершему. Возможно, они нашли кости во время охоты или рыбалки и решили их захоронить. Меховой конверт мог быть у них с собой или они сшили его из того, что было под рукой

— Александр Гусев.

Перезахоронение в меховом конверте не единственная загадка, которую скрывает могильник «Нюрымпосллор 4». В 2015 году археологи обнаружили здесь мумифицированные останки человека, которого назвали «мужчиной из Зеленого Яра». Он был захоронен в деревянном гробу, украшенном бронзовыми пластинами, и имел на себе богатый костюм из кожи и меха. В его гробу также нашли бронзовый зеркало, железный нож, серебряную серёжку и другие предметы. По результатам исследований, он принадлежал к племени угров, которые жили на территории Западной Сибири в средние века.

В 2000 году на том же могильнике была найдена другая мумия — «женщина из Зеленого Яра». Она была захоронена в деревянной камере, утеплённой овечьей шерстью. На ней было несколько слоёв одежды из кожи и меха разных животных: лося, бобра, лисы, барсука, зайца. В её гробу также нашли бронзовое зеркало, железный нож, серебряную серёжку и другие предметы. По результатам исследований, она также принадлежала к племени угров.

По словам Гусева, обе мумии были хорошо сохранившимися благодаря особым условиям похоронения и климату Ямала.

Они были захоронены в деревянных камерах или гробах, которые были утеплены шерстью или мехом. Это создавало эффект сухой заморозки. К тому же они были захоронены на песчаном холме, который не затапливался водой. И ещё один фактор — это постоянные перепады температур на Ямале. Зимой температура может опускаться до -50 градусов Цельсия, а летом подниматься до +30. Это также способствовало сохранению тканей

— Александр Гусев.

Мумии из Зеленого Яра представляют большой интерес для учёных, поскольку они позволяют изучить физические особенности, здоровье, диету и генетику средневекового населения Ямала. По данным Гусева, обе мумии имели европеоидный тип лица, светлые волосы и голубые глаза. Они были высокого роста: мужчина — около 180 сантиметров, женщина — около 170 сантиметров. У них не было признаков травм или болезней. Они питались преимущественно мясом оленей, рыбой и птицей. По результатам генетического анализа, они были близкими родственниками современных хантов и манси.

Мумии также дают представление о культуре и искусстве угров — древних народов, которые жили на территории Западной Сибири и Восточной Европы в средние века. Угры делятся на обских угров (хантов и манси) и дунайских угров (венгров). Они говорят на угорских языках, которые относятся к уральской языковой семье. Угры имели развитую материальную и духовную культуру, которая отражалась в их погребальном обряде, одежде, украшениях, оружии, ремесле и искусстве.

Погребальный обряд угров был сложным и многоступенчатым. Он включал в себя различные ритуалы: омовение тела, одевание в лучшую одежду, укладывание в гроб или камеру, посмертный пир, возложение подарков и жертвоприношений, засыпание могилы землёй или камнями, установку надгробных знаков. Погребение могло происходить как сразу после смерти, так и через некоторое время после высыхания тела. В некоторых случаях практиковалось перезахоронение костей в новом месте. Погребальный обряд отражал верования угров в загробную жизнь, реинкарнацию и связь между живыми и мёртвыми.

Одежда угров была сшита из кожи и меха разных животных: оленя, бобра, лисы, волка, барсука, зайца. Она состояла из нескольких слоёв: рубахи, кофты, шубы, штанов, чулок, портянок, сапог. Одежда была не только теплой и практичной, но и красивой и разноцветной. Она была украшена вышивкой, аппликацией, бисером, монетами, пуговицами. Одежда также имела символическое значение: она выражала социальный статус, половую принадлежность, возраст и настроение человека.

Украшения угров были изготовлены из разных материалов: бронзы, железа, серебра, дерева, кости, рога. Они представляли собой серьги, кольца, браслеты, ожерелья, подвески, пряжки. Украшения не только служили для украшения одежды и тела человека, но и имели защитную и магическую функцию. Они отражали верования угров в силу природных элементов, животных и растений. Они также служили для обозначения принадлежности к определённому племени или роду.

Оружие угров было сделано из железа, дерева, кости, рога. Оно состояло из ножей, мечей, топоров, копий, луков, стрел. Оружие не только служило для охоты и войны, но и было предметом гордости и почитания. Оружие украшалось резьбой, гравировкой, инкрустацией. Оружие также имело символическое значение: оно выражало силу, храбрость и мужество владельца.

Ремесло и искусство угров были разнообразными и мастерскими. Они включали в себя кожевенное, меховое, деревянное, костяное, роговое, металлическое дело. Угры изготавливали разные предметы быта: посуду, ложки, чашки, тарелки, котлы, лампадки, коробки, сундуки, лыжи, сани. Они также создавали разные предметы искусства: зеркала, статуэтки, маски, свистульки, бубны. Все эти предметы были украшены орнаментом, изображающим геометрические фигуры, животных и растений. Орнамент не только придавал красоту и оригинальность предметам, но и имел глубокий смысл. Он отражал мировоззрение угров, их представления о космосе, времени и пространстве.

Могильник «Нюрымпосллор 4» является уникальным памятником археологии и истории Ямала. Он содержит в себе ценную информацию о жизни и культуре угров — древних народов Западной Сибири и Восточной Европы. Он также хранит в себе множество загадок и тайн, которые ещё предстоит разгадать учёным. Могильник «Нюрымпосллор 4» — это свидетельство того, что Ямал был не только землёй оленеводов и нефтяников, но и землёй древних цивилизаций и культур.

Автор:

Использованы фотографии: Научный центр изучения Арктики

Мы в Мы в Яндекс Дзен
Пещера Теомим: врата в мир мертвыхКто съел прадедушку? Старейший случай антропофагии среди человекоподобных