ВСЛУХ

У женщины обнаружили ДНК трёх пород собак

У женщины обнаружили ДНК трёх пород собак
В последние годы появилось немало коммерчески успешных метисов собак, например мальтипу (помесь мальтийской болонки и пуделя) или йоркипу (полукровка от йоркширского терьера и пуделя). Причём продают таких щенков весьма недёшево, нередко даже дороже, чем собак какой-нибудь исходной, общеизвестной породы.


С появлением множества смешанных пород среди собачников за рубежом распространилось стремление подтвердить генетический состав животных. Так стали популярными тесты ДНК, чтобы понять, а что вообще хозяевам продали. Благо, современные технологии позволяют, а те, кто купили такую собаку, смогут оплатить и несколько десятков долларов за анализ.

Кстати, весьма успешные лаборатории, где проводят такие тесты, в тех же США возникли ещё несколько лет назад. Суть в том, что хозяева и администраторы кондоминиумов и прочего частного жилья с закрытым периметром стали штрафовать жильцов, которые выгуляли свою собаку, но забыли за ней убрать кое-что в пакетик для выгула. При стоимости анализа в десятки долларов, а штрафа за оставленные во дворе фекалии — в 200–250 $, схема получилась вполне себе выгодная двум сторонам из трёх, не считая собачников.

Но вот в сообществе как владельцев питомцев, так и ветлабораторий разразилась неприятная сенсация. Сама точность тестов ДНК собак теперь поставлена под сомнение после проделки американки Мишель Лейнингер, которая сдала на текст ДНК собственный мазок из-за щеки вместо собачьего биоматериала.

Жительница Салема, штат Нью-Гэмпшир, решила пройти генетическое тестирование после приобретения собаки-спасателя по кличке Жасмин. Заказать первоначальный тест побудило поразительное сходство Жасмин с немецкой овчаркой. Как известно, у таких овчарок нередки проблемы с задними лапами, и Лейнингер хотела знать, на что обратить внимание при содержании и уходе.

Однако результаты теста задали событиям неожиданный поворот. Да, происхождение Жасмин от немецкой овчарки подтвердилось, но с сочетанием генов 14 других пород, включая чихуахуа. Вероятно, Лейнингер подумала не только «Зачем?», но и «Как это вообще?», потому что продолжила распутывать генетический детектив.

Тележурналисты CBS News провели дополнительные тесты с различными лабораториями. Результаты последовательно подтвердили наличие у Жасмин генов немецкой овчарки, однако процентное соотношение варьировалось от 65% до 29%. Помимо этого результаты каждой отдельной проверки представляли собой весьма разнообразную мешанину ДНК других собачьих пород. В списки входили даже пиренейская горная собака, сибирский хаски и корейский чиндо.

Те, кто читал произведение Ярослава Гашека «Бравый солдат Швейк», наверняка вспомнили про сыщика Бретшнейдера — это был отрицательный персонаж, которого купленные у Швейка помесные собаки в итоге съели подчистую.

Затем любознательная Мишель Лейнингер сделала ещё один шаг к разоблачению системы, сдав мазок из-за собственной щеки под видом собачьего. Результаты не могли быть более странными: генетически Лейнингер якобы состояла на 28% из бульдога, 40% бордер-колли и 32% кане-корсо. В общем, ничего человеческого.

Несмотря на то, что Лейнингер отнеслась к результатам с юмором, она заявила, что больше не будет устраивать подобные тесты, считая их впредь не стоящими затрат. Её решение имеет смысл, учитывая, что стоил набор для тестирования 80 $.

Впрочем, произошёл не просто курьёз, потому что деньги в этой сфере крутятся немалые. Исследования показывают, что рынок тестирования ДНК домашних животных уже составляет 345 млн $ в год, и ожидается, что к 2030 году он вырастет ещё на 85%.

Лиза Мозес, ветеринар и специалист по биоэтике Гарвардской медицинской школы, согласна с выводом Лейнингер. По словам Мозес, ветлаборатории должны определять при анализе ДНК, а не попали ли к ним каким-то образом совсем не собачьи биоматериалы.

Проводили тест в компании DNA My Dog, и её директор Джессика Барнетт попыталась объяснить конфуз. Барнетт утверждала, что если бы действительно был представлен человеческий образец, такие результаты были бы невозможны, и что при повторном тесте они нашли ДНК собаки. Хочется спросить: «Уже точно зная, что искать и почему?».

Тот факт, что люди могут принимать медицинские решения на основе одного из таких тестов, вызвал у Лизы Мозес беспокойство. Так из нелепого случая выросли новые требования к властям. Теперь ветеринар и её коллеги призывают законодателей обеспечить точность тестов ДНК собак. Предлагаемые стандарты будут включать обмен данными между лабораториями, чтобы гарантировать более стабильные результаты в будущем.

Автор:

Использованы фотографии: pexels.com

Мы в Мы в Яндекс Дзен
Родились первые дети, зачатые с помощью роботаТоп странных, но крутых вопросов современной физики