Археологи нашли руины легендарного входа в подземный мир сапотеков
9 843

Археологи нашли руины легендарного входа в подземный мир сапотеков

Археологическая экспедиция обнаружила новыми методами легендарный подземный лабиринт под руинами Митлы в Оахаке, Мексика. По мнению древних сапотеков, там был вход в подземный мир, который они называли Лиобаа.

В 1674 году священник и историк Доминиканского ордена в Мексике Франсиско де Бургоа опубликовал отчёт о посещении руин сапотекского города Митла на территории современной Оахаки на юге Мексики. Он описал огромный подземный храм с четырьмя смежными помещениями. В последнем из них была каменная дверь в глубокую пещеру. Сапотеки считали её входом в подземный мир Лиобаа («место упокоения»). Франсиско де Бургоа утверждал, что испанские миссионеры, исследовав руины, запечатали все входы в храм. А местные предания долгое время утверждали, что вход находится под главным алтарём католической церкви, построенной на руинах.

Недавно международная команда археологов объявила, что нашла доказательства существования этого легендарного подземного лабиринта. Он именно там, где утверждали легенды. Открытие подтвердилось тремя техническими методами: сканированием местности с помощью георадара, томографией электрического сопротивления и сейсмического шума. Команда также обнаружила признаки строительства дворца в другой части изучаемого места.

Митла — один из самых значительных археологических памятников в долине Оахака. Это был важный религиозный центр, служивший священным местом захоронения. Отсюда и его название, которое происходит от «Миктлан» —«место мёртвых» или «подземный мир». Уникальные сооружения в Митле украшены замысловатой мозаикой и геометрическими узорами на всех гробницах, панелях, фризах и стенах, выполненными из полированных кусочков камня, подогнанных друг к другу без строительного раствора.

Испанские солдаты и христианские миссионеры начали прибывать в долину в 1520-х годах, и некоторые из них упоминали руины Митлы в своих отчётах. Естественно, чужаки воспринимали подземный храм как место обитания «злого духа» и его «демонических слуг». Записи Бургоа наиболее содержательны. В них подробно излагается, как верховный жрец сапотеков использовал дворец живых и мёртвых. Католический историк восхищался мозаикой и искусством строителей. И особо упомянул четыре помещения над землёй и четыре камеры под землёй.

Согласно Бургоа, первая подземная камера служила коренному народу часовней, во второй были похоронены первосвященники, в третьей — индейские вожди вместе с их богатствами, а в задней части четвёртой была дверь, которая якобы вела в «тёмную и ужасную комнату». Вход прикрывала каменная плита. «Через эту дверь они бросали тела жертв великих господ и вождей, павших в битве», писал Бургоа. Некие «ревностные прелаты» решили исследовать подземные сооружения с зажжёнными факелами. Они шли по верёвкам, чтобы не заблудиться. Среди прочих ужасов представители европейской культуры столкнулись с «гниением», неприятными запахами и «ядовитыми змеями».

Вернувшись, исследователи замуровали то, что посчитали «чёрным ходом в ад». Архиепископ приказал разрушить Митлу в 1553 году, а каменные блоки и щебень использовали для строительства различных католических церквей, в первую очередь церкви Сан-Пабло, которую построили прямо поверх руин.

Позднее, между 1834 и 1960 годами, прежние исследователи нашли путь к руинам в Митле. Во время тих и дальнейших раскопок были обнаружены небольшие подземные камеры. Но среди находок не оказалось ничего, что соответствовало бы описанной Бергоа обширной лабиринтообразной сети из больших соединённых камер. Однако легенда жила.

Сегодня на этом месте — пять различных групп зданий со своими названиями: Южная, Глинобитная, Арройо, Колонная группа или Дворец, Церковная или Северная группа. Последние две полностью раскопали и отреставрировали, и затем открыли для публики. И в обоих есть одноэтажные прямоугольные здания с внутренними дворами. Археологи решили, что Церковная группа, скорее всего, соответствует описанию Бургоа 17-го века. К тому же эту область ещё не успели тщательно исследовать, к тому церковь Сан-Пабло возвышается прямо на индейских руинах.

Церковная группа построек имеет три сообщающихся внутренних двора, один другого меньше. Существует большая вероятность, что четвёртый внутренний двор существовал либо на севере, либо на юге. Это соответствует записям Бургоа о четырёх сообщающихся камерах (или внутренних двориках-патио) над землёй и четырёх подземных. Церковная группа расположена на естественной скальной породе в районе, известном природными пещерами. Группа учёных думала, что строительство католической церкви на вершине руин было способом как бы «обратить в христианство» чужое ритуальное место. Кроме того, Сан-Пабло — святой, традиционно связываемый с пещерами и другими подземными пространствами.

На иллюстрации — Церковной группы после сейсмической томографии на частоте 4,76 Гц. Техника выявила области, выделенные синим. Там могут быть подземные камеры или природные пустоты.

Поэтому учёные разместили вокруг церкви различные наборы датчиков и геофонов (преобразуют дрожь земли в напряжение). После того, как все данные и изображения, собранные с помощью техники, объединили, исследователи создали 3D-модель местности. Данные георадара и томографии электрического сопротивления подтвердили существование большой пустоты под главным алтарём церкви Сан-Пабло, которая, по-видимому, соединяется с другой аномалией к северу от церкви. Есть также два прохода, ведущих в главную пустоту с востока, глубиной от пяти до восьми метров. Археологи также смогли определить, где тот самый замурованный вход под главным алтарём.

Кроме того, в Колонной группе зданий обнаружили свидетельства более раннего этапа строительства дворца в виде лестницы, ведущей к портику с двумя дверными проёмами. Найдены также признаки глубокой траншеи, возможно, вырытой в прошлом веке археологами или охотниками за сокровищами.

Теперь коллектив искателей с высокотехнологичным оборудованием вернётся в Митлу в этом же году, чтобы продолжить свои геофизические исследования. В следующий раз они распространят своё внимание на группу сооружений к западу и югу от места раскопок. Они также хотят попросить разрешение на дополнительное сканирование церкви Сан-Пабло, чтобы получить изображения с более высоким разрешением.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас