ВСЛУХ

Программа НАСА «Артемида» по возвращению людей на поверхность Луны продвигается черепашьими темпами. Вот почему.

Программа НАСА «Артемида» по возвращению людей на поверхность Луны продвигается черепашьими темпами. Вот почему.
Сегодняшний подход НАСА к программе Artemis создает отчетливое впечатление, что агентство тем или иным образом утратило профессиональную квалификацию. При ближайшем рассмотрении обнаруживается множество причин — оправданных или нет — почему проект НАСА по повторной отправке людей на луну затянулся.


Когда астронавты «Аполлона-17» Юджин Сернан, Рональд Эванс и Харрисон Шмитт прощались с Луной в декабре 1972 года, никто и подумать не мог, что пройдет не менее 50 лет, прежде чем следующая группа людей будет готовиться к схожему полету. Заключительная миссия «Аполлон» выпала на период окончания активной гонки за первенство в космосе между СССР и США, после чего агентство значительно потеряло в финансировании со стороны государства.

Это не значит, что НАСА бездействовало в эпоху после Аполлона. Исследование космоса продолжалось в различных формах: запуски зондов к внешней части Солнечной системы, построение космических станций на низкой околоземной орбите, космические челноки, доставляющие астронавтов в космос, и марсоходы, отправленные на Марс числятся среди многих серьезных проектов. Что касается возвращения астронавтов на Луну, то здесь до сих пор повисла неловкая пауза.

НАСА стремится изменить это с помощью программы Artemis, которая эффектно стартовала в прошлом году с дебюта мегаракеты Space Launch System (SLS). Взлетев с тягой 8,8 миллиона фунтов, SLS отправил капсулу Orion без экипажа в путешествие на 1,4 миллиона миль вокруг Луны и обратно.

Первая миссия готовит почву для Артемиды 2 и Артемиды 3, миссии по высадке двух космонавтов на Луну в 2025 году. Темпы, увы, не впечатляют, но ситуация в действительности оказывается еще хуже. Artemis 4 состоится не раньше 2028 года, а это большой разрыв между миссиями. Также ожидается, что Artemis с 5 по 7 будет проходить ежегодно, начиная с 2029 года.

Для стороннего наблюдателя может показаться странным, что НАСА не может быстрее справиться с задачей, которую оно осуществило еще полвека назад. Сделать это в наше время должно быть еще проще, не так ли?

Сокращение финансирования


Темпы разработки Artemis сильно ограничены бюджетом, и НАСА больше не имеет доступа к деньгам, которые были у него во время холодной войны.

Программа НАСА «Артемида» по возвращению людей на поверхность Луны продвигается черепашьими темпами. Вот почему.


Чтобы понять в чем дело посмотрите на бюджет НАСА в процентах от ВВП при Кеннеди и сегодня. Совершенно ясно почему мы не совершаем прорывов уровня эпохи Аполлона. Тогда было нетрудно сплотить нацию, учитывая климат холодной войны и советское превосходство в космосе, но как только вызов был принят, национальное настроение изменилось. Больше людей смотрели повторный показ «Я люблю Люси», чем трансляцию Аполлона-17 в 1972 году

— Мишель Хэнлон, содиректор Центр воздушного и космического права Университета Миссисипи.

«Аполлон» использовал огромное количество ресурсов — в середине 1960-х годов 5% федерального бюджета пошло на НАСА, тогда как сегодня это менее четырех десятых процента — и мы все еще собираемся на Луну, и мы все еще говорим о полете на Марс. НАСА может показаться монументальным агентством с запланированным для него бюджетом в 27 миллиардов долларов на следующий год, но это примерно половина того, что президент Байден хочет выделить Национальным институтам здравоохранения в 2024 году

—Джек Бернс, профессор физического факультета в университете Колорадо-Боулдер.

Непрекращающаяся война во Вьетнаме еще больше усугубила финансовую ситуацию. С урезанным бюджетом и вылетом на Луну, вычеркнутым из списка задач, НАСА перешло к более скромным космическим проектам. Пять десятилетий спустя космическое агентство снова нацеливается на Луну, но теперь с годовым бюджетом, который меркнет по сравнению с эпохой Аполлона.

Совершенно новые наборы технологий


НАСА оказалось технически не способно реализовать план, подобный Артемиде, сразу после «Аполлона». Для Artemis НАСА и его международные партнеры планируют построить первую лунную космическую станцию, известную как Gateway. Также теперь озвучены цели по созданию устойчивой инфраструктуры, среди которых упоминаются ядерные реакторы на Луне и рои лунных спутников для обеспечения постоянного контакта с Землей.

Ориентируясь в миссии на южный полярный регион, членам Артемиды потребуется совершенно новый лунный костюм, прототип которого в настоящее время находится в разработке. Другие требования включают как минимум две системы для посадки человека, лунный вездеход, различные вспомогательные спутники, прототипы для тестирования производства воды и кислорода, а также наземные среды обитания. НАСА также хочет построить полноценный базовый лагерь на Луне для постоянного пребывания.


Многие из этих технологий будут развернуты по мере развития миссий Artemis, но многие элементы необходимо разрабатывать с нуля. Это потребует действительно много времени.

Речь идет не о том, чтобы заново изобретать колесо: миссия идет в новом направлении создания постоянного человеческого присутствия на Луне и за ее пределами, обслуживаемого коммерческой экономикой. Вопрос больше не в том, как туда попасть, а в том, как остаться и как сделать это экологически безопасным, экономически устойчивым способом и таким образом, чтобы приносить пользу людям и будущим поколениям. Этот тип миссии касается не только технологий, но и поднимает вопросы международного сотрудничества и управления

— Джессика Уэст, старший научный сотрудник Project Ploughshares.

Уэст затрагивает важную тему. НАСА уже опиралось на коммерческий сектор во времена Аполлона, но теперь эта зависимость находится на совершенно новом уровне. Космическое агентство собирается частично передавать свои проекты в частную сферу, что остается для НАСА неизведанной территорией.

Так, например, SpaceX должна предоставить НАСА вышеупомянутые системы посадки человека, но, не желая полагаться на одного поставщика, НАСА оставляет запасной вариант в виде другой компании. На принятие подобного решения, вероятно, повлиял опыт НАСА в аутсорсинге коммерческого пилотируемого корабля для доставки астронавтов на Международную космическую станцию: Crew Dragon от SpaceX уже находится в эксплуатации, а Starliner от Boeing после стольких лет все еще находится в стадии разработки.

То, что НАСА в большей степени полагается на коммерческое партнерство, в конечном счете, хорошо, поскольку оно способствует инновациям и снижает затраты. Тем не менее НАСА, вероятно, должно было принять эту стратегию более десяти лет назад, когда приняло решение о запуске SLS — полностью одноразовой ракеты, каждый запуск которой будет стоить агентству около 4,1 миллиарда долларов.

Трамплин на Марс


Еще одна ключевая причина того, почему Artemis так долго разворачивается, заключается в том, что программа выполняет двойную функцию в качестве миссии-предшественника на Марс. Практически все, что разрабатывается для Artemis, необходимо использовать для первых миссий с экипажем на Красную планету.



НАСА и его партнеры извлекут ценные уроки, в процессе работы и строительства на Луне. По словам Бернса, хотя окружающая среда может быть несколько иной, она все же имеет сходство с Марсом.

Это займет некоторое время, и именно поэтому я не вижу нас на Марсе в 2030-х или 2040-х годах. Я думаю, что мы приблизимся к такому полету в 2050-е годы, когда действительно будем готовы. Еще одним потенциальным препятствием будут огромные затраты, связанные с миссией. Если мы не можем позволить себе полететь на Луну, как, во имя Бога, мы можем отправиться на Марс? Такой полет обойдется в значительную долю триллиона долларов

—Джек Бернс.

Автор:

Использованы фотографии: НАСА

Мы в Мы в Яндекс Дзен
Родились первые дети, зачатые с помощью роботаТоп странных, но крутых вопросов современной физики

Рисунки по кайфу

Рисунки по кайфу

Ученые определили, что древние перуанские художники рисовали на скалах, приняв галлюциногенные вещества....
  • 398