Ученые сильно недооценивали древних охотников: уже 60 000 лет назад они использовали «умный» яд
1 337

Ученые сильно недооценивали древних охотников: уже 60 000 лет назад они использовали «умный» яд

Над раскаленной равниной Квазулу-Натал в Южной Африке клубится легкий дым от костра. Древние охотники сидят на корточках вокруг огня и осторожно разогревают в языках пламени густую смесь, состоящую из смолы и млечного сока ядовитых луковиц. Затем самый опытный из мужчин проверяет, как липнет состав, а затем тонким костяным шипом наносит его на острые каменные микролиты. Эти миниатюрные клинки, склеенные вместе, образуют хитрую, легко разрушающуюся головку стрелы.


Спустя несколько дней… Тетива звенит, стрела уходит в цель — в упругую шкуру антилопы. Животное стремительно рвется в саванну, но охотники не спешат, бегут спокойно и размеренно. И хотя антилопа в несколько раз быстрее человека, она уже обречена, так как особый яд уже попал в ее кровь и начал путешествие по организму.

С каждой минутой животное будет слабеть и терять силы, пока не упадет замертво. Охотникам останется только забрать добычу…

Лук значит… яд


А вы знали, что термин «токсикология» происходит от греческого «токсикос», то есть «яд»? Наверное, знали. А что «токсикос», в свою очередь, восходит к слову «токсон», то есть «лук»? Лично я даже не догадывался. Получается, что отравленные стрелы — это, пожалуй, самое первое и весьма распространенное применение прикладной токсикологии. Как только человек придумал лук и стрелы, он сразу же начал мазать наконечники всякими ядами, потому что так выстрел получался значительно эффективнее.

И вот совсем недавно археологи нашли очередное подтверждение этой истине. Оказалось, что уже 60 000 лет назад древние африканские охотники вовсю использовали ядовитые стрелы.

Ученые сильно недооценивали древних охотников: уже 60 000 лет назад они использовали «умный» яд
Похоже, за десятки тысяч лет в Южной Африке мало что изменилось


Долгое время антропологи пребывали в уверенности, что сделать ядовитую смесь для наконечников — весьма сложная задача. Во-первых, можно само нечаянно отравиться. Во-вторых, сколько времени яд будет сохранять свои ключевые качества, не просрочится ли он до того момента, когда стрела полетит цель?

Два токсина «для быков»


И вот последнее открытие показало, что современная наука в корне ошибалась по поводу ядовитых стрел, причем по многим позициям сразу. В Квазулу-Натал (провинция на территории ЮАР) археологи исследовали скальное убежище Умхлатузана. Кроме всего прочего, ученые обнаружили там микролиты. Это такие маленькие каменные осколочки, из которых, как из Лего, собираются наконечники стрел. Сами по себе они убивают очень плохо, но если туда добавить яд, будет совсем другая история.


Микролит из древнего убежища


Опять же, с точки зрения современной военной науки, такие наконечники являются самыми настоящими РГЧ (разделяющаяся головная часть, как, например, у баллистической ракеты). Древние охотники перемешивали смолу с ядами, склеивали этой адской смесью микролиты в единый наконечник. А тот, попав в тело жертвы, распадался на кусочки, усиливая поражение.

Что касается токсинов, то их следы были идентифицированы с помощью высокочувствительного химического анализа. Яд оказался двухкомпонентный, на основе алкалоидов бупандрина и эпибуфанизина. Следовательно, добыты они были из растений семейства амариллисовых. Скорее всего, из луковиц Boophone disticha (боофоны двурядной), южноафриканского растения, которое особенно токсично для скота. Boophone, кстати, переводится с древнегреческого как «быкоубийца». А где бык, там и антилопа.

Если с ядом вышел в путь


И вот тут появляется еще один очень важный вопрос: а сколько вообще органические яды могут сохранять свою убийственную силу? Например, диамфотоксин, который чернокожие африканцы активно использовали в войнах, добывается из личинок жуков диамфидий и остается фармакологически активным как минимум 80 лет. У некоторых племен из Намибии данный токсин до сих пор в ходу.


Boophone disticha


В коллекциях ученых уже были ядовитые стрелы возрастом тысячу, 4, 7, 24 и 35 тысяч лет. Теперь к ним добавились наконечники 60-тысячелетней давности. Яд на них сохранился, потому сложный клей из смолы, камеди и охры выполнил роль отличного консерванта.

Чтобы до конца во всем разобраться, ученые исследовали млечный сок луковицы B. disticha. Он однозначно ядовит, но убивает совсем не быстро. Лабораторные крысы живут 20-30 минут после принятия этого токсина и только после этого умирают от мышечной слабости и паралича дыхания. Поэтому авторы исследования выдвинули гипотезу: древние охотники намеренно склеивали наконечники стрел из множества фрагментов. Если цельное жало можно было случайно выдернуть, то большое количество кусочков означало, что часть из них гарантированно останутся в коже животного и будут источниками токсина, который через время «отключит» жертву окончательно. Охотникам требовалось лишь не выпускать из внимания будущую еду и спокойно дождаться подходящего момента, когда добычу можно будет уже разделать.

Применяли ли такие стрелы против людей? Твердых доказательств пока нет. Однако ход истории показывает, что охотнее всего люди уничтожают друг друга. Как говорится, любили, умели и практиковали миллионы лет. Главное, чтобы были способы.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас