Шумерские мифы о Великом потопе оказались чистой правдой
1 498

Шумерские мифы о Великом потопе оказались чистой правдой

Юг современного Ирака. Бескрайнюю, выжженную палящим солнцем равнину прорезают многочисленные следы древних каналов. Здесь под слоями песков и времени лежат руины Ура, Лагаша, Урука — городов, с которых началась наша общая история.


Именно шумеры подарили человечеству колесо, письменность, первые своды законов и понятие о времени. Но что за сила подтолкнула их к такому невероятному научному и культурному взрыву? Ответ, как выяснилось совсем недавно, тысячелетиями был скрыт вовсе не в глиняных табличках, покрытых клинописью, а в самой земле, в которой они были погребены.

Новое исследование, проведенное объединенной командой археологов и геологов, переворачивает с ног на голову все традиционные представления о становлении древнейшей из известных цивилизаций на планете. Оказывается, судьба Шумера была высечена не в камне, а написана водой — могучей, изменчивой и подчиняющейся ритму лунных приливов.

Приливный рай


7000 лет назад ландшафт Южной Месопотамии в корне отличался от современного. Персидский залив вдавался глубоко в материк, а Тигр и Евфрат несли свои воды по обширной заболоченной низменности. Это был не статичный, засушливый край, а динамично пульсирующая экосистема.

Шумерские мифы о Великом потопе оказались чистой правдой
Большой зиккурат в Уре, посвященный богу Луны


Ключевое открытие исследования под названием «Морфодинамические основы Шумера», опубликованного в журнале PLOS One, заключается в следующем. Дважды в день морские приливы затапливали низовья рек, принося не соленую, а пресную воду. Таким образом, создавались идеальные условия для зарождения земледелия. Сельским общинам того времени не нужно было тратить столетия на прокладывание грандиозных ирригационных систем. Достаточно было просто строить короткие каналы, которых вполне хватало, чтобы отводить приливную воду на поля и финиковые рощи.

Как говорят ученые, это была отличная, надежная и самоподдерживающаяся система орошения, дарованная самим морем. Она позволяла собирать невиданные для той эпохи урожаи, что, в свою очередь, вело к демографическому взрыву, появлению излишков пищи и... высвобождению времени. Не нужно было постоянно бороться за выживание. Появился ресурс для специализации: кто-то мог стать ремесленником, кто-то — жрецом, а кто-то — правителем. Так, на благодатной почве, удобренной илом и пресной водой, начали прорастать семена будущих городов-государств.

Рождение цивилизации


Но ничто не вечно под Луной, особенно в мире динамичных дельт. Реки Тигр и Евфрат непрерывно несли с собой миллионы тонн ила. Постепенно, столетие за столетием, они намывали огромные дельты, продвигая сушу все дальше вглубь Персидского залива. Естественные протоки, по которым приливы добирались до внутренних районов Шумера, начали мелеть и перекрываться.


Иракские болотные арабы управляются с машуфами — традиционными каноэ, нагруженными свежесрезанным тростником. Со временем шумеров практически ничего не изменилось


Это стало началом конца золотого века «легкого» земледелия. Приливный механизм, столетиями кормивший народы Месопотамии, дал сбой. Прекратился регулярный приток пресной воды и плодородного ила, началось засоление почв — главный бич для земледелия на Ближнем Востоке. Регион столкнулся с жесточайшим экологическим и экономическим кризисом.

Именно этот вызов, как полагают авторы исследования, и стал катализатором, превратившим разрозненные общины в могущественную цивилизацию. Чтобы выжить, шумерам пришлось объединиться и проявить невиданную доселе изобретательность. Ответом стало создание первой в мире масштабной ирригационной сети — сложной системы каналов, дамб и водохранилищ, которая должна была заменить собой утраченный дар океана.

Мы часто считаем, что в древности природные ландшафты вообще не менялись. Но дельта в Месопотамии была совсем не такой. Ее беспокойная, изменчивая земля требовала от местных жителей постоянно проявлять изобретательность и объединяться в большие коллективы. В итоге это привело первых в истории интенсивных методов ведения сельского хозяйства и смелых социальных экспериментов

— Рид Гудман, доцент Клемсонского университета (США), один из авторов научной работы.

Этот скачок в технологиях и организации труда потребовал жесткой социальной иерархии, централизованной власти для управления крупными проектами и рабочей силой, а также мощной идеологии, оправдывающей эту власть. Кризис, таким образом, не уничтожил Шумер, а закалил его. На свет появилась уникальная социально-политическая структура, которую мы называем высокоразвитой цивилизацией. Золотой век Шумера начался не благодаря щедрости природы, а, напротив, вопреки суровости окружающих условий.

Империя воды


Исследование выходит за рамки экологии и затрагивает самую суть шумерского мировоззрения. Ученые показывают, что водная стихия была не просто фоном, а фундаментом их культуры.

Наши результаты демонстрируют, что Шумер в буквальном смысле и с точки зрения культуры был построен на ритмах воды. Цикличность приливов и отливов, а также изменения ландшафтов с течением времени, были глубоко вплетены в мифы, инновации и повседневную жизнь шумеров

— Ливиу Гиосан, геолог из Океанографического института Вудс-Хоул (США).

Достаточно вспомнить знаменитый «Эпос о Гильгамеше» и библейскую историю о Всемирном потопе, чьи корни уходят опять-таки в шумерские мифы. И, похоже, рассказы о гигантских, всесокрушающих наводнениях — это вовсе не аллегории. Это коллективная память о реальных катастрофических событиях, вызванных разливами рек, которые были усилены штормовыми нагонами с Персидского залива. А если вспомнить, что в эту эпоху море было гораздо ближе к городам, то становится понятно, как родилась шумерская мифология.


В месопотамских болотах на юге Ирака


Вся шумерская религия была пронизана водой. Энки (Эа) был богом воды, мудрости и созидания, хранителем божественных сил «Мэ». Боги не просто жили на небесах. Их местом обитания часто считался Абзу, мировой океан пресной воды, находящийся под землей.
Умение управлять водой было сродни божественной силе, что укрепляло власть элит, жрецов и правителей, которые эту воду распределяли.

Быстрые изменения окружающей среды способствовали неравенству, политической консолидации и формированию идеологий первого в мире городского общества

— Холли Питтман, директор археологического проекта Лагаш в Пенсильванском музее (США).

Открытие американских ученых — это не точка в споре о происхождении цивилизации, а новый, мощный аргумент в нем. Оно заставляет нас по-новому взглянуть на мифы, увидев в них не просто фантазии, а закодированную летопись реальных катаклизмов и побед. Оно напоминает, что окружающая среда — не просто декорация для человеческой истории, а ее активный участник и режиссер.


Гильгамеш, главный герой шумерской мифологии


Что, если подъем и падение других великих цивилизаций — от Инда до майя — также были обусловлены подобными тонкими и сложными взаимоотношениями с землей, водой и климатом? Будем ждать новых открытий на эту тему...
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас