Такого жуткого ритуала археологи еще никогда не видели
3 164

Такого жуткого ритуала археологи еще никогда не видели

Генетический анализ раскрыл мрачную 1500-летнюю тайну. Двое подростков, которые подверглись удушению во время погребального обряда, оказались тесно связанными с похороненными.


Однако самое поразительное открытие заключалось в том, что мальчик стал жертвой на похоронах своего отца, а девочка — на погребении своей тети. Такого загадочного переплетения семейных уз историки еще ни разу не встречали.

Ужасы древней эпохи


Все похороненные относились к индейцам культуры Моче. Эта цивилизация существовала на территории современного Перу примерно с 300 по 950 г. н. э. Данная южноамериканская культура известна своими уникальными обрядами и искусством. Археологические находки и сохранившиеся древние изображения показывают, что Моче приносили человеческие жертвы, которые, как правило, совершались во имя духов и богов.

Но то, что перуанские индейцы совершали ритуальные убийства детей при захоронении своих важных персон, стало известно совсем недавно.

Конечно, ученые знали, что индейцы Моче проводили публичные и нарочито жестокие человеческие жертвоприношения. Но не было никакой информации, что в роли жертв выступали близкие родственники высокопоставленных покойников, в данном случае — подростки. Во всяком случае, в литературе, посвященной археологии Перу, такие случаи до этого ни разу не упоминались

— Ларс Ферен-Шмитц, археогенетик, Калифорнийский университет (США).

Детей принесли в жертву и похоронили в гробнице под величественным пирамидообразным строением Уака-Као-Вьехо, которое нашли в Перу в 2005 году. Там обнаружили останки шести человек, среди них — прекрасно сохранившийся скелет важной дамы, известной как Госпожа Као. Вместе с ней покоились три мужчины и два подростка. Последних задушили веревками, изготовленными из растительных волокон.

Такого жуткого ритуала археологи еще никогда не видели
Гробница Уака-Као-Вьехо


Семейные страсти


Археологи уже давно подозревали, что в таких элитных захоронениях культуры Моче хоронили членов одной семьи. Однако до недавнего времени ученые не имели прямых доказательств этой теории. Новое исследование, результаты которого опубликованы в авторитетном научном журнале PNAS, впервые подтвердило эту гипотезу с помощью генетических анализов.

Для начала исследователи провели датировку костных останков с помощью радиоуглеродного анализа. Выяснилось, что большинство из этих людей были похоронены в одно и то же время.

Затем был проведен анализ ДНК каждого из шести человек, найденных в могиле. Исследование генома показало, что Госпожа Као и девочка-подросток, принесенная в жертву, являются близкими родственниками, скорее всего, тетей и племянницей.


Реконструкция облика Госпожи Као


Также исследование показало, что двое мужчин, обнаруженных в гробнице, скорее всего, являлись родными братьями Госпожи Као. Один из мужчин мог быть отцом девочки-подростка, которую принесли в жертву. Еще один мужчина, который скончался несколькими десятилетиями ранее, видимо, мог быть отцом или дедушкой двух мужчин и женщины.

Похороны родственников в одном месте — это достаточно распространенная практика, но в этом случае присутствует весьма существенная особенность. Как выяснилось, одного из подростков, мальчика, принесли в жертву собственному отцу.

Игра престолов по-древнеперуански


Известно, удушение как способ жертвоприношения использовалось не только в Уака-Као-Вьехо, но и в других захоронениях представителей культуры Моче. Мы предполагаем, что такой способ убийства считался весьма почетным и подходящим исключительно лицам, имеющим высокое социальное или религиозное положение. И, скорее всего, такое жертвоприношение не проводилось публично, а проходило в приватной форме, где присутствовали лишь избранные

— Ферен-Шмитц.

По словам ученого, вопрос о том, почему индейцы моче в определенных случаях приносили в жертву подростков, близких родственников покойных, остается открытым. Исследователи планируют заняться этой тайной в самом ближайшем будущем.

Археологи также собираются изучить другие захоронения высокопоставленных перуанских индейцев той эпохи. Это нужно, чтобы выяснить, было ли жертвоприношение ближайших родственников распространенной практикой среди элиты Моче.


Госпожа жила между 300 и 400 годами нашей эры, умерла сразу после родов в возрасте от 25 до 30 лет


Кроме того, в этой истории не все так однозначно. Возможно, никакого жертвоприношения подростков и не было вовсе. По словам соавтора исследования, Джеффри Куилтера, куратора антропологии в Музее археологии и этнологии Пибоди (Гарвардский университет, США), данное захоронение может означать сложную политическую и социальную обстановку в государстве Моче.

Следовательно, это мог быть вовсе не религиозный обряд, а банальная борьба за власть. Определенная группировка устраняла соперников путем принесения их в жертву богам.

А может быть, Госпожа Као и ее братья, правившие Моче, были отравлены. А дети соправителей, подростки обоего пола, были задушены, так как являлись претендентами на трон. Вот такая получается игра престолов по-древнеперуански.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас