Рассекреченные архивы ФСБ полностью подтвердили легенду о медали № 00001 «За оборону Сталинграда»
507

Рассекреченные архивы ФСБ полностью подтвердили легенду о медали № 00001 «За оборону Сталинграда»

Долгие десятилетия эта история жила на грани легенды и рассказов очевидцев. Генерал-лейтенант Александр Воронин, начальник УНКВД Сталинградской области, вспоминал, что Сталин очень жестко отреагировал, когда ему попытались вручить самую первую и оттого максимально почетную медаль «За оборону Сталинграда» под номером 00001. Верховного главнокомандующего возмутило, что он не являлся непосредственным участником событий, но награда досталась ему первому. Естественно, что Иосиф Виссарионович наотрез отказался ее получать.


Красивая, конечно, вышла история, очень характерная для Сталина. Но где доказательства? Где документы?

И вот в декабре 2025 года, к очередной годовщине учреждения награды, Управление ФСБ России рассекретило архивные документы. И легенда превратилась в полностью подтвержденный факт. Читаем подробности этого исторического детектива.

Инцидент в приемной


Итак, медаль «За оборону Сталинграда» была учреждена Указом Президиума Верховного Совета СССР 22 декабря 1942 года, в самый разгар сражения, когда исход битвы еще висел на волоске. Инициатива исходила от Наркомата обороны, а сам Сталин 24 ноября дал указание художнику Н.И. Москалеву на разработку эскиза. Согласно положению, награждаться должны были все непосредственные участники обороны — от солдата до гражданского, сражавшегося с июля по ноябрь 1942 года.

Руководство героического города решило, что первая, юбилейная медаль по праву должна принадлежать Верховному главнокомандующему. Идею одобрили в ЦК. Поручение доставить наградной комплект в Кремль получил Александр Воронин.

Однако, прибыв в Москву и ожидая приема, Воронин связался по телефону с первым секретарем Сталинградского обкома Алексеем Чуяновым. Ответ был категоричным и тревожным: «Немедленно уезжайте».

Рассекреченные архивы ФСБ полностью подтвердили легенду о медали № 00001 «За оборону Сталинграда»
Попытка награждения очень разозлила вождя


Причиной такого странного приказа была достаточно проста. Сталин был в гневе. Рассекреченные документы впервые официально подтвердили: вождь «рассердился» на саму идею вручения ему этой медали. Его недовольство, как следует из материалов, было вызвано тем, что награды начали раздавать «без достаточного для награждения повода». Сталин увидел в этом попытку перенести принципы партийно-государственного поощрения на сугубо боевую, фронтовую награду.

Главный принцип вождя


Позиция Сталина, выявленная архивными документами, была жесткой и принципиальной. Он сформулировал ее четко: «награждать надо лишь непосредственных участников сражения и обороны Сталинграда». Для Иосифа Виссарионовича эта медаль являлась знаком личного мужества, крови и подвига. Она должна была закрепить в советском народе память о тех, кто сражался в окопах и руинах, тушил пожары, шел в штыковую атаку, гиб под бомбами. И уж, конечно, эта награда не должна была достаться по статусу или за формальное руководство.

Логика Сталина была железной. Государственный или партийный руководитель, каким бы важным ни было его административное решение, не находился на передовой. Его вклад стратегическим, но никак не боевым. Вручение такой медали высшему руководству, по мнению Сталина, обесценивало саму идею награды, стирало грань между непосредственным участием в сражении и работой где-то в тылу. Поэтому гнев Сталина следует рассматривать не как начальственное самодурство, а как глубокое понимание специфики военной награды, которая, по сути, является священным символом для тех, кто рисковал своей жизнью.


Фонтан «Детский хоровод» на Привокзальной площади в разрушенном Сталинграде после окончания Сталинградской битвы (фото Сергея Струнникова, 1943 год)


Несмотря на гнев Верховного главнокомандующего, Воронин, согласно его воспоминаниям, оставил наградной комплект в Кремле. Дальнейшая судьба медали с номером 00001 в рассекреченных документах не прослеживается. Принял ли ее в итоге Сталин или медаль была возвращена, это до сих пор остается одной из неразгаданных деталей этой истории.

НКВД в огне Сталинграда


Рассекреченные архивы проливают свет не только на инцидент с наградой, но и на ту самую «непосредственную» работу, которую Сталин ставил во главу угла. Роль войск и сотрудников НКВД в Сталинградской битве была колоссальной и далеко выходила за рамки стереотипов, большая часть которых была придумана в 90-х годах.

528 сотрудников Управления НКВД по Сталинградской области были удостоены медали «За оборону Сталинграда». Сам Александр Воронин получил удостоверение № 00023. Он был награжден не как должностное лицо, а как непосредственный организатор и участник обороны города на Волге.


Памятник Александру Воронину, главному чекисту Сталинграда


Оперативно-боевые группы НКВД в Сталинграде выполняли задачи, от которых зависела судьба города. Они организовывали тушение пожаров и спасение людей во время чудовищных бомбардировок, боролись с дезертирами и мародерами, нейтрализовали немецких разведчиков и диверсантов.

Но самое главное — Александр Воронин и его подчиненные вели активную военно-разведывательную работу. Именно разведчики НКВД добыли сверхценные данные: установили координаты штаба генерал-полковника Паулюса (фельдмаршалом его сделал Гитлер только 30 января 1943 года, когда армия была уже обречена и капитуляция неизбежна), 37 районов сосредоточения вражеских сил, 9 линий обороны, 25 артиллерийских батарей и 13 складов боеприпасов. Эта информация напрямую влияла на планирование операций Красной Армии.

Всего медалью «За оборону Сталинграда» было награждено около 700-760 тысяч человек. Первым официальным кавалером стал не партийный руководитель, а командующий 64-й армией генерал-майор Михаил Шумилов, именно тот человек, который непосредственно водил войска в бой. Сталин своей принципиальной позицией лишь подчеркнул этот выбор.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас