Она нам больше не праматерь! Почему легендарную Люси могут «изгнать» из числа наших предков?
104

Она нам больше не праматерь! Почему легендарную Люси могут «изгнать» из числа наших предков?

На протяжении 50 лет знаменитая Люси (самка австралопитека афарского) считалась почти бесспорной прародительницей человечества. Ее окаменелости, найденные в 1974 году в Эфиопии, представляли собой удивительный антропологический коктейль. С одной стороны, Люси умела ходить так же прямо как мы с вами, с другой — мозг прародительнице был не больше, чем у шимпанзе.


Неудивительно, что ученые так зацепились за вид Australopithecus afarensis. Это был идеальный кандидат на роль прямого предка рода Homo.

Она нам больше не праматерь! Почему легендарную Люси могут «изгнать» из числа наших предков?
Многие древние родственники человека жили в одно и то же время, но из-за этого сложно определить, от кого именно произошли люди


Однако последние открытия и жаркие научные дебаты пошатнули этот, казалось бы, незыблемый статус. Часть палеоантропологов настаивает: Люси — это вообще не наша «бабушка», в лучшем случае — всего лишь двоюродная сестра.

В итоге получился самый настоящий антропологический детектив, в котором, как говорится, без бутылки не разберешься. Итак, небольшая памятка.
A. anamensis — новый кандидат в предки, древнее Люси.
Люси (A. afarensis) — «праматерь», чей статус сейчас оспаривают.
A. deyiremeda — жил одновременно с Люси, «стопа Бертеле» как раз его.
A. africanus — считался до Люси главным предком. Был разжалован из этой «должности», но сейчас у него снова появились шансы.

Стопа «наносит удар»


Переломным моментом стала статья в журнале Nature, опубликованная в ноябре 2025 года. В ней рассказывалось о повторном анализе загадочной окаменелости возрастом 3,4 миллиона лет, известной как «стопа Бертеле». Новые фрагменты зубов и челюстей позволили ученым отнести эту стопу к малоизученному виду Australopithecus deyiremeda. Этот древний родственник человека, лазивший по деревьям и ходивший на двух ногах, жил бок о бок с Люси 3,3-3,5 миллиона лет назад в Эфиопии.


Кости стопы, из-за которого разгорелся весь сыр-бор


Ученые выяснили, что вид, относящийся к стопе Бертеле, и южноафриканский A. africanus оказались более тесно связаны друг с другом, чем с Люси. Это значит, что A. africanus, вероятно, не произошел от Люси, а был ее «двоюродным братом». Следовательно, оба они могли произойти от более древнего вида — Australopithecus anamensis, жившего 3,8-4,2 миллиона лет назад. Именно его некоторые исследователи теперь называют нашим прямым предком.

Если это правда, A. afarensis утратит свой культовый статус предка всех последующих гоминидов

— профессор эволюционной анатомии Университетского колледжа Лондона Фред Спур.

Для него новое открытие стало решающим аргументом против теории о Люси как нашей праматери.

Раскол в научном сообществе


В итоге антропологи сейчас разделились на два лагеря, которые ведут чуть ли не настоящую войну. Одни, как Зерай Алемсегед из Чикагского университета, считают, что новое открытие «никоим образом не меняет нашу картину эволюции человека». Другие эксперты и вовсе называют выводы Спура «надуманными» и «притянутыми за уши».

Сторонники Люси говорят, что их кандидат имеет неоспоримые преимущества. Вид A. afarensis был чрезвычайно успешным: он обитал на территории современных Эфиопии, Танзании и Кении почти миллион лет — с 3 до 3,9 миллиона лет назад.


Череп «праматери»


Такой широкий ареал и долговечность означают, что у него было множество шансов дать начало новым видам. Кроме того, Люси и ее сородичи вели полностью прямоходящий образ жизни, имели разнообразный рацион и, возможно, использовали ранние орудия.

Кэрол Уорд из университета Миссури обращает внимание на другой факт: самые древние окаменелости рода Homo найдены в Восточной Африке (челюсть возрастом 2,8 миллиона лет в Эфиопии). В то время как древнейшие южноафриканские гоминиды, отделенные тысячами километров, моложе. Это, по ее мнению, делает маловероятным, что предком человека был южноафриканский вид.

Новые прародители


Но если не Люси, то от кого мы тогда произошли? Ученые сейчас стали называть совсем другие имена.
Томас Пранг, один из авторов нашумевшей статьи в Nature, допускает, что у афарского человека (вид Люси) могли появиться человекоподобные черты независимо от южноафриканского. В науке есть такое понятие, как конвергентная эволюция, когда у разных видов появляются похожие признаки. Например, крылья появились и у птиц, и летучих мышей.

Кстати, сам Пранг отдает предпочтение A. deyiremeda. И на это есть веские основания. Данный вид сочетает себе древние и новые черты. Кроме того, анализ 2015 года показал, что A. deyiremeda весьма близок к роду Homo.


А может, предков было сразу много?


Страсти накаляются, так как другие ученые в свете новых данных реабилитируют южноафриканского A. africanus в качестве вероятного предка. Но наиболее популярной альтернативой остается древний A. anamensis.

Лорен Шредер из университета Торонто предлагает не ломать копья в спорах, а взглянуть на сложившуюся картину максимально широко. В период с 2 по 3,5 миллиона лет назад в Африке эволюционировало и смешивалось множество видов. Наша история больше похожа на бурную реку с переплетающимися потоками, чем на прямую линию.

Ранние Homo могли произойти от более распространенного общеафриканского вида австралопитеков. Поэтому Люси по-прежнему в числе кандидатов, но только она уже далеко не единственная в этом списке

— Шредер.

Но споры и не думают стихать. Интересно, что даже авторы революционной статьи в Nature не едины во мнении. Пранг, как уже было сказано, агитирует за «свержение» Люси, но его Йоханнес Хайле-Селассие настаивает, что A. afarensis — по-прежнему лучший кандидат на роль нашего предка.

Ожесточенные дебаты показывают, как мало мы на самом деле знаем о своем глубоком прошлом. Каждая новая находка — фрагмент челюсти, таинственная стопа — может перевернуть устоявшиеся теории. Так что, это не конец, это только начало.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Парадокс Великой Зеленой стены: Китай посадил 78 миллиардов новых деревьев, но климат стал только хуже. Как так вышло?

Парадокс Великой Зеленой стены: Китай посадил 78 миллиардов новых деревьев, но климат стал только хуже. Как так вышло?

Ученые назвали причины, почему самый грандиозный экологический проект за всю историю в итоге обернулся головной болью для миллионов китайских граждан...