ВСЛУХ

Учёные опубликовали атлас мозга вымершего тилацина

Учёные опубликовали атлас мозга вымершего тилацина
Многие исследовательские проекты увидели свет только спустя десятилетия (или даже столетия). Так получилось и со 140-летними образцами мозга тилацина, он же тасманийский тигр или тасманийский волк, которые пережили две мировые войны, прежде чем попасть в лабораторию.


Тилацины были плотоядными сумчатыми размером с собаку динго и обитали в Австралии и в Новой Гвинее до заселения их человеком. А затем, около 3000 лет тому назад, расплодились и на острове Тасмания, расположенном в 240 км южнее пятого континента. Кстати, на гербе этого островного австралийского штата, ставшего последним пристанищем сумчатых тигров, — аж два тилацина. Вообще, даже на фоне геноцида коренных тасманийцев-людей есть что-то особо притягательное и грустное в истории этого существа, не имевшего никакого родства ни с волками, ни с тиграми.

Учёные опубликовали атлас мозга вымершего тилацина


Прибытие европейских колонистов с новыми болезнями, развитие сельского хозяйства и награды охотникам за убийства сумчатых хищников быстро привели к вымиранию тилацинов. Последняя известная особь умерла 7 сентября 1936 года в зоопарке Бомарис в Хобарте, Тасмания. В память об этом 7 сентября стало Национальным днём видов, находящихся под угрозой исчезновения. В общем, задним числом пытаются повысить осведомлённость населения об охране природы Австралии.

Тилацины выглядели удивительно похожими на волков и собак, то есть псовых. Но только выглядели. Это был яркий пример процесса, известного как конвергентная эволюция. При таком течении эволюции животные сближаются внешностью из-за сходных условий, хотя сами происходят из разных линий. Ещё один хороший пример — рыбы и морские млекопитающие, например, киты.

Однако выяснить, был ли похож мозг тилацинов на волчий, было очень трудно из-за нехватки материала для микроскопических исследований. И вот недавно учёные загрузили изображения с высоким разрешением в общедоступное хранилище. Так появилась возможность исследовать подготовленные для микроскопии срезы мозга тилацина, погибшего в Берлинском зоопарке в 1880 году.



К сожалению, сохранилось мало описаний образцов мозга, например, были неизвестны пол животного и масса тела. Но сами образцы были сохранены учёными, которые понимали их значимость для биологии.

Первоначальными хранителями, вероятно, были Оскар и Сесиль Фогт, чья большая частная коллекция образцов мозга была включена в состав Института исследований мозга Кайзера Вильгельма в Берлине в 1914 году. Фогт, кстати, также изучал мозг Владимира Ленина, и был директором-основателем института до того, как семейная пара сбежала от нацистов в 1937 году. Позже учреждение стало Институтом исследований мозга Макса Планка и в 1962 году переехало во Франкфурт. Там покойный нейробиолог Хайнц Стефан в 1973 году передал биоматериал тилацина Джону Нельсону из Университета Монаша для возвращения в Австралию. Оригинальные образцы теперь хранятся в Австралийской национальной коллекции дикой природы CSIRO в Канберре.

Итак, что же обнаружили при анализе образцов? В целом, мозг тилацина напоминает мозг его плотоядных сумчатых родственников-дасьюридов больше, чем мозг волков или других псовых. Дасьюриды — это группа сумчатых, к которой, например, относятся пока ещё существующие тасманские дьяволы, даннарты и крапчатые сумчатые куницы (кволлы).



Кора головного мозга, которая отвечает за планирование действий и восприятие окружающей среды, у тилацина была больше, чем у родственных сумчатых. Области мозга, участвующие в обработке запахов, также предполагают, что у него были развиты поисковые и охотничьи навыки. Эти результаты доказали, что, несмотря на внешнее сходство и различия, особенности мозга могут лучше продемонстрировать эволюционное родство между видами.

Результаты исследования опубликованы в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences («Труды Национальной академии наук»).

Автор:

Использованы фотографии: phys.org; wikipedia.org

Мы в Мы в Яндекс Дзен
Почему генетика не может вернуть вымершее животноеНе только еда: корейские ученые создали атлас собачьего эпигенома