ВСЛУХ

Тайны мозга: Учёные определили, где именно прячутся смех и игривость

Смотреть
Тайны мозга: Учёные определили, где именно прячутся смех и игривость
В мозгу человека, и не только у него, есть водопровод. Водопровод мозга, он же водопровод среднего мозга, он же сильвиев водопровод или сильвиев канал — это узкий проток, соединяющий у позвоночных полость третьего желудочка головного мозга с четвёртым. Так вот, учёные обнаружили, что околоводопроводное серое вещество (ОСВ) в мозге крысы имеет решающее значение для игр и веселья.


Причём и щекотка, и игра вызывают сильные эмоции, или нервные реакции, как предпочитают называть их учёные. Если ОСВ был в угнетённом состоянии или крысы оказывались в беспокоящей обстановке, они меньше играли, и их смех (да-да, смех!) стихал. Так возникло предположение, что игривость — это в значительной степени инстинктивное поведение, и ОСВ контролирует этот процесс.

Чтобы изучить игровое поведение крыс, исследователи должны были создать подходящие условия. Если крысы чувствуют беспокойство или скованность, они с меньшей вероятностью будут участвовать в игре. К тому же было очень мало известно об активности мозга непринуждённо резвящихся грызунов.

После того, как крысы привыкли играть с человеком, их пощекотали, а затем измерили их писк и мозговую активность. И вот в публикации в журнале Neuron учёные огласили вывод, что ОСВ в мозге крыс необходима для игр и смеха.

Мы знаем, что вокализации, такие как смех, очень важны в игре. И это подтверждает идею о том, что в мозге есть какое-то организующее начало для такого поведения. Например, дети проверяют, смеётся ли их товарищ во время шутливой потасовки. Если товарищ по играм больше не смеется, они прекращают возню

— Михаель Брехт, нейробиолог из Берлинского университета имени Гумбольдта.

Игра — один из наименее изученных типов поведения. Учёные до сих пор не знали нейронных путей, которые контролируют игривость людей или животных. Чтобы узнать больше о неврологии игры, исследователи сначала позаботились о том, чтобы крысы, которых они изучали, могли свободно передвигаться на протяжении всего эксперимента. Кроме того, они дали крысам несколько дней, чтобы привыкли к новому окружению.

Как только подопытные освоились, исследователи поиграли с ними рукой в догонялки и щекотали им спинки и животики. Крысы смеются, но не так, как люди: когда их что-то забавляет, они издают высокий писк, неслышимый человеком. Исследователи отслеживали этот звук с помощью техники, чтобы убедиться, что крысам было весело.

Изучая мозговую активность смышлёных грызунов, исследователи обнаружили в боковой области ОСВ сильные нервные реакции как на щекотку, так и на игру. Если эта часть мозга была неактивна, крысы переставали активно играть и смеялись не так часто. С другой стороны, если крыс помещали в незнакомую среду, вызывая беспокойство, они также переставали смеяться, а клетки в боковой части ОСВ, реагирующие на щекотку и игру, снижали свою активность.

ОСВ расположен в среднем мозге, и в прошлом было известно, что он контролирует вокализацию и реакцию «дерись или беги». Шутливые потасовки также могут вызывать реакцию «дерись или беги», что может быть одним из объяснений роли ОСВ в игре. Предыдущие исследования показали, что игривость сохраняется, даже если кора головного мозга, которая контролирует сознание, не развита. И это позволяет предполагать, что игра — в большей степени инстинктивное поведение.

Михаель Брехт отметил, что для многих людей игра — лишь ребячество или что-то не очень важное, но тем самым игру недооценивают. В понимании учёных игры — это самообучающееся поведение. Обычно мозг служит для контроля поведения. Однако игровое поведение, похоже, способствует развитию мозга.

В дальнейшем исследователи хотят понять, верны ли их выводы о роли мозга в игривом поведении других животных.

Автор:

Использованы фотографии: pixabay.com

Мы в Мы в Яндекс Дзен
Топ странных, но крутых вопросов современной физикиРодились первые дети, зачатые с помощью робота