Ученые ИТМО в сотрудничестве с Русским музеем обнаружили под верхним слоем живописи портрет отца художника Альфреда Тюбке, выполненный в другой манере. Эта находка стала частью первого в России масштабного исследования творчества Тюбке, результаты которого опубликованы в журнале Heritage.
Окруженный тайной и интригой, скрытый портрет был детально исследован специалистами. Следующим шагом в исследовании стала рентгеновская фотография картины. И результаты этого исследования были не менее удивительными — на рентгеновском снимке удалось выявить мужской портрет, спрятанный под видимым изображением картины.
Картина «Хиросима I» была написана в 1958 году, когда Тюбке переживал поворотный момент в своем творчестве. Он отказался от модернизма в пользу фигуративной живописи, которая позволяла ему выражать свое видение мира и истории. Картина представляет собой экспрессивное изображение атомной бомбы над Хиросимой, символизирующей угрозу ядерной войны и гибели человечества. Это была одна из последних работ художника в модернистском стиле.
Картину подарил Русскому музею коллекционер Петер Людвиг в 1994 году. Сейчас она находится в экспозиции музея Людвига в Мраморном дворце Русского музея. Это единственная известная в России работа Тюбке, поэтому она представляет особый интерес для исследователей.
Специалисты ИТМО из Лаборатории изучения культурного наследия совместно с сотрудниками отдела технологических исследований Русского музея провели лабораторную экспертизу картины в Михайловском дворце с помощью неразрушающих оптических методов. Они использовали инфракрасную рефлектографию и рентгенографию, которые позволили увидеть то, что скрыто под верхним слоем краски.
Оказалось, что под изображением атомной бомбы находится портрет отца художника Альфреда Тюбке, который умер в 1955 году. Портрет был написан в более предметной, академической манере, которую художник развил в своем позднем творчестве. По сути, эта работа предвосхитила его стилистическую эволюцию. Ученые подтвердили подлинность портрета, сравнив его с рисунками Тюбке из архивов.
В исследовании мы объединили силы технологов и искусствоведов, поэтому также провели контекстуальный анализ картины, поработали с документальными и иконографическими источниками. Такой междисциплинарный подход — пример того, как лабораторные методы можно применять для исторического анализа живописи. Наша работа станет частью первого в России масштабного исследования творчества художника, а сейчас привлечет внимание к его художественному наследию среди российских и зарубежных специалистов
— сотрудница Русского музея и Лаборатории изучения культурного наследия ИТМО Александра Смолянская.